Стихи о знаках препинания. Какие есть загадки про знаки препинания? Загадки о знаках препинания для детей

Знаки препинания нужны для того, чтобы наша речь была ясной, точной, эмоциональной и выразительной. Они помогают легче воспринимать написанное и услышанное. А для того, чтобы ребенку было легче понять и усвоить их предложите ему загадки про знаки препинания.

  1. Точка, палочка, крючки,
    Неприметные значки,
    А во время чтения
    Требуют прочтения.
    (Знаки препинания)
  2. У последней
    Точки,
    На последней
    Строчке,
    Собралась компания
    Знаков …
  3. Я фигурка небольшая,
    Точка надо мной большая,
    Коль спросить что соберешься,
    Без меня не обойдешься.
    (Знаки препинания)

Загадки про вопрос, вопросительный знак

  1. Вечно думая
    Над смыслом,
    Изогнулся
    Коромыслом.
    (Вопросительный знак)
  2. Разные вопросы задаю я всем:
    Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?
    Где? Куда и почему?
    Это вам или кому?
    Отчего? О ком? О чем?
    Что же это и по чём?
    Что? Каким? Который? Чья? —
    Вот вся логика моя.
    Рассуждать везде мастак
    Скажите, какой знак?
    (Вопросительный)
  3. На странице стою,
    Всем вопросы задаю.
    Согнут я всегда в дугу —
    Разогнуться не могу.
    (Вопросительный знак)
  4. Я — фигурка небольшая,
    Точка подо мной большая.
    Коль спросить что соберётесь,
    Без меня не обойдётесь.
    (Вопросительный знак)
  5. Уже назрел и встал ребром.
    Ответь сейчас, а не потом.
    (Вопрос)
  6. Знак такой: крючок и точка,
    Напишу его на строчке.
    Если что-то я спрошу,
    То его в конце пишу.
    Сколько? Где? Когда? Все просто…
    После слов тех - …
    (знак вопроса)

Загадки про точку

  1. Потеряла хвост запятая,
    И теперь она кто такая?
    (Точка)
  2. Я маковой крупинкой
    Упала на тропинку,
    Остановила вас —
    Закончила рассказ.
    (Точка)
  3. Я писал письмо Сережке,
    О делах, друзьях немножко.
    Не писал я много слов,
    Ну а вышло пять листов.
    В конце пятого листочка
    Я закончил. Ставлю…
    (точку)
  4. Я всему всегда венец:
    Предложению конец.
    Кто я? Быстро отгадай
    И рассказ свой продолжай.
    (точка)
  5. Загораживает
    Путь,
    Предлагает
    Отдохнуть.
    (Точка)

Загадки про восклицательный знак

  1. Бурным чувствам
    Нет конца:
    Пылкий нрав
    У молодца.
    (Восклицательный знак)
  2. Какая погода!
    И снег замечательный!
    Поставлю в конце
    Знак другой -…
    (восклицательный)
  3. Друзья! В произведениях
    Стою я для того,
    Чтоб выразить волнение,
    Тревогу, восхищение,
    Победу, торжество!
    Не зря я от рождения
    Противник тишины!
    Где я, те предложения
    С особым выражением
    Произнести должны.
  4. Восхищаюсь, возмущаюсь и кричу,
    Помолчать даже немного не хочу!
    (Восклицательный знак)
  5. Узнать меня пустяк:
    Я самый восхитительный,
    Веселый, добрый знак!
    Обычно в предложении
    Стою я для того,
    Чтоб выделить волнение,
    Тревогу, восхищение,
    Победу,
    Торжество:
    Мне право от рождения
    В грамматике дано:
    Где я,
    То предложение
    С особым выражением
    Произнестись должно!
    (Восклицательный знак)
  6. Загадки про запятую

    1. Знак препинания очень нам нужный,
      С точкой он схож и вообще с нею дружен.
      Точки сестру с завитушкой смешною
      Мы называем всегда…
      (Запятою)
    2. На крохотное ушко
      Похожа завитушка.
      Велит нам
      Постоять чуть-чуть
      И отправляться дальше в путь.
      (Запятая)
    3. Я девица непростая,
      Мое имя угадай.
      Мне едва хватает дня,
      Все, чуть что, зовут меня!
      (Запятая)
    4. Все умею рисовать!
      Дайте только мне тетрадь!
      Рисовать умею точки,
      И квадратик, и кружочки,
      Точку с хвостиком… Я знаю —
      Эта точка — … !
      (Запятая)
    5. Я не крючок и не зацепка,
      За все слова держусь я цепко.
      Моя фамилия простая –
      Прошу запомнить – …!

    Загадки о других знаках препинания с ответами

    1. Если текст вдруг незаконченный,
      Вместо точки стоит…
      (многоточие)
    2. «Ляжет палочкой на строчку,
      Проходите по мосточку».
      (Тире)
    3. Я — минус в математике,
      Но знак другой в грамматике.
      Знаком я детворе,
      Меня зовут …
      (Тире)
    4. Знак препинания нужен цитатам.
      А вот какой — мне подскажут ребята.
      (Кавычки)
    5. Можно много излагать
      Разного и прочего,
      Если ж нечего сказать –
      Ставим …!

"Загадки о русском языке"

1. Черные стоят все в ряд,

С нами мудро говорят. (Слова)

2. В текст слова чужие вставим,

И в кавычки их поставим.

Вы же знаете, ребята,

Что в кавычках, то …(цитата).

3. Слово делим мы на части.

Это ведь – большое счастье.

Сможет каждый грамотей

Сделать слово из частей. (Слоги)

4. Черные, кривые,

От рождения немые.

А встанут в ряд –

Вмиг заговорят. (Буквы)

5. Он предметы оживляет, и в дела их привлекает. Что им делать – говорит. Строго сам за всем следит. Он три времени имеет, и спрягаться сам умеет. Дети долго ходят в школы, чтобы выучить…(глаголы).

6. Мы зашли в лесную чащу. Бродит там медведь рычащий. Там – протоптанные тропки. Еж испуганный и робкий. Там – ползущий муравей, и поющий соловей. В строках этих, я замечу, есть особая часть речи. (Причастие)

7. Все, что существует, оно обозначает. На вопросы «Кто?» и «Что?» четко отвечает. Всегда оно имеет и число, и род, чтоб не обижался на него народ. Падежей различных – сразу целых шесть на любые случаи у него уж есть. (Имя существительное)

На просторах Интернета есть очень много обучающих загадок по русскому языку. Тематика у этих задач самая разная. Существуют загадки:

  1. про буквы и алфавит;
  2. про слоги и морфемы (приставка, корень, суффикс и др.);
  3. про лексические единицы (антонимы, синонимы, омонимы и т.д.);
  4. про части речи;
  5. про знаки препинания и т.д.

Такие задачи делают уроки более интересными, тем самым помогают школьникам лучше усвоить школьную программу.

Давайте приведем несколько таких загадок с ответами.

Загадки про буквы

  • Черные, кривые,

От рождения немые.

А встанут в ряд –

Вмиг заговорят.

(Буквы).

  • Если гласная плохо слышится,

Эта гласная очень коварная,

Ведь с ошибкою слово напишется,

Если гласная -...

(Безударная).

  • Звуки тянутся, поют,

Без преград они живут.

Цветом они красные,

Это звуки...

(Гласные).

  • Такие буквы нелегко произнести,

Преграда - зубы и язык на их пути.

Их в алфавите двадцать штук. Они все разные,

А называются они...

(Согласные).

Загадки про части речи

  • Он отвечает на вопрос «Что делать?».

Часть речи это. Например, «нашел».

Обозначает действие предмета

И гордо называется...

(Глагол).

  • Все, что есть на свете,

Оно обозначает.

На вопросы «Кто?» и «Что?»

Четко отвечает.

Всегда оно имеет

И число, и род,

Чтоб не обижался

На него народ.

Падежей различных –

Сразу целых шесть.

На любые случаи

У него уж есть.

(Имя существительное).

  • Художницу эту

Знает весь свет.

Раскрасит талантливо

Всякий предмет.

Ответит всегда

На вопросы такие:

«Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»

(Имя прилагательное).

Загадки про знаки препинания

  • Знак простой – крючок и точка,

Я пишу его на строчке.

Если что-то вдруг спрошу,

То в конце его пишу.

(Знак вопроса).

  • Я писал письмо Сережке,

О делах, друзьях немножко.

В конце третьего листочка

Я закончил. Ставлю...

(Точку).

  • Какая погода!

И день замечательный!

Поставлю в конце

Знак другой -...

(Восклицательный).

Другие загадки про русский язык

  • Зовут его крылатым словом,

Его значение всем знакомо,

Название звучно с афоризмом.

Его зовем...

(Фразеологизмом).

  • Слово делим мы на части.

Это же – большое счастье.

Сможет даже грамотей

Составить слово из частей.

(Слоги).

  • Любого языка он государь – наш всезнающий...

(Словарь).

  • А по русскому у нас

Очень сложная программа.

Мы в словах из разных фраз

Ищем дружно...

(Орфограммы).

: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и

правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».

текст для аргументов

(1)Для меня музыка – это всё. (2)Я люблю джаз, как дядя Женя. (3)Что дядя Женя творил на концерте в Доме культуры! (4)Он свистел, кричал, аплодировал! (5)А музыкант всё дул напропалую в свой саксофон!.. (6)Там всё про меня, в этой музыке. (7)То есть про меня и про мою собаку. (8)У меня такса, зовут Кит... – (9)Представляешь? – рассказывал дядя Женя. – (10)Он эту музыку прямо на ходу сочиняет. (11)Вот это по мне. (12)Самое интересное, когда играешь и не знаешь, что будет дальше. (13)Мы с Китом тоже: я бренчу на гитаре и пою, он лает и подвывает. (14)Конечно, без слов – зачем нам с Китом слова? – (15)Андрюха, решено! – вскричал дядя Женя. – (16)Учись джазу! (17)3десь, в Доме культуры, есть такая студия. (18)Джаз, конечно, это здорово, но вот загвоздка: я не могу петь один. (19)Только с Китом. (20)Для Кита пение – всё, поэтому я взял его с собой на прослушивание. (21)Кит, съев варёную колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении. (22)Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд! (23)Но моя радость улетучилась, когда оказалось, что с собаками в Дом культуры нельзя. (24)В комнату для прослушивания я вошёл без Кита, взял гитару, но не мог начать, хоть ты тресни!.. – (25)Ты не подходишь, – сказали мне. – (26)Слуха нет. (27)Кит чуть не умер от радости, когда я вышел. «(28)Ну?!! (29)Джаз? (30)Да?!!» – всем своим видом говорил он, и хвост его отбивал ритм по тротуару. (31)Дома я позвонил дяде Жене. – (32)У меня нет слуха, – говорю. – (33)Я не подхожу. – (34)Слух – ничто, – сказал дядя Женя с презрением. – (35)Подумаешь, ты не можешь повторить чужую мелодию. (36)Ты поёшь, как никто никогда до тебя не пел. (37)Это и есть джаз! (38)Джаз не музыка;

джаз – это состояние души. (39)Положив трубку, я извлёк из гитары квакающий звук. (40)Взвыл Кит. (41)На этом фоне я изобразил тиканье часов и крики чаек, а Кит – гудок паровоза и гудок парохода. (42)Он знал, как поднять мой ослабевший дух. (43)А я вспомнил, до чего был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке... (44)И песня пошла... (По М. Москвиной)*

Женщина в рассказах Шукшина в рассказах особенно сочувствия как правило не заслуживают и черты многих и многих героинь составляет для нас с вами фигуру далеко не симпатичную.Если бы дело было лишь в сочувствии или в не сочувствии не следовало бы и заводить этот разговор который так или иначе задевает самолюбие женщины. Дело однако в большем в состоянии и даже направленности характера в в направленности его к себе каким должен быть человек или от себя каким он быть должен.Дело в конечном итоге в результатах движения.
Нужно расставить знаки препинания и объяснить их расстановку.

Расставьте все пропущенные знаки препинания

К сожалению я не могу сказать точно когда впервые узнала о правилах постановки знаков препинания при вводных словах. Я кажется всегда знала что это один из самых трудных разделов пунктуации но правда даже не подозревала что это настолько трудно. Запомнить что при вводных словах ставятся запятые с двух сторон казалось не очень трудным однако между прочим обнаружилось что существует ряд особенностей, которые в свою очередь надо специально запоминать.Во-первых оказалось что список вводных слов удивительно огромен и существуют целые группы вводных слов. Прежде всего надо было запомнить эти группы а потом научиться классифицировать собственно вводные слова. Именно в процессе классификации происходят первые а главное неприятные ошибки. Многие склонны либо запоминать не все слова а лишь самые легкие либо наоборот сильно увеличивать для себя эти списки.Во-вторых к моему изумлению выяснилось что бывают слова которые могут быть как вводными так и нет. В тексте учебника я обнаружила множество уточнений а главное специальных примечаний на что раньше между прочим внимания не обращала. Для овладения этим разделом правила кстати я просто составила ряд предложений в которых использовала указанные в справочниках слова например "наконец", "собственно", "значит". Это была очень веселая работа а значит полезная. Я и теперь не помню всех примеров Розенталя однако прекрасно вспоминаю свои собственные главным образом смешные.В-третьих мелким шрифтом были перечислены не меньше чем 20 слов не являющихся вводными среди которых в свою очередь я нашла 15 которые всегда обособляла на письме. Вооружившись листами бумаги я естественно переписала эти слова крупным шрифтом в количестве 10 экземпляров и развесила на самых посещаемых точках квартиры в частности на зеркалах. Теперь даже рассматривая себя в зеркале я буду повторять правила русского языка. Не один а наверное пять раз в день я вынуждена была проглядывать свои записки и наконец запомнила и текст правил и сами вводные слова назубок.
Таким образом теперь я могу считаться настоящим экспертом в области вводных слов. Это с одной стороны приятно а с другой мне стало намного сложнее. Ведь в наших газетах сплошь и рядом попадаются безграмотные статьи, читать которые конечно интересно но безусловно неприятно. Многим журналистам в самом деле кажется что правила русского языка установлены только для сдачи экзаменов при поступлении на факультет журналистики МГУ поэтому после поступления они перестают их повторять что в конечном счете приводит к появлению статей нарушающих по-моему права каждого образованного человека в стране.

Расставьте знаки препинания.1. Яблони пропали оттого что мыши объели всю кору. 2. Дыхание становилось глубже по мере того как отдыхало тело. 3.

Потоптались и решили перед тем как зайдет солнце опять собраться. 4. Все возы потому что на них лежали тюки с шерстью казались пухлыми. 5. Помогите мне подобно тому как вы ему помогли. 6. Подлужный продолжал смотреть вниз несмотря на то что он был полностью изобличен. 7. Вы обещали в случае если у вас будет повесть не забыть нас. 8. Мы сидели на углу бастиона так что в обе стороны могли видеть всё. 9. Трудно было понять был ли то где-нибудь пожар или же собиралась всходить луна. 10. Но вероятно в мире уже что-то происходило потому что хотя стояло все то же горячее приморское лето дача уже не показалась мне римской виллой. 11. Теперь он решил для себя что для того чтобы чувствовать себя вполне правым он теперь будет больше работать. 12. Они спросили откуда я. 13. Они разбрелись кто куда. 14. Есть вершины которые сколько (н...) отходи от них никогда не теряются из виду.Задание 11. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.1. Только у…кая саженей в трист… полоса плодородной земли составляет владение казаков. 2. (В)дали высилось (темно)красное цвета сырого мяса здание фабрики. 3. Вошла молодая лет семнадцати девушка. 4. Высокий на мачте фонарь помог Глебу разглядеть его серое (не)бритое со впадинами на щеках лицо. 5. Красный точно окровавле…ый мох покрывал болото. 6. Серафим выставил прямые точно палка руки. 7. Потом (как)будто небо начало падать на землю самолеты …бросили сотни огне…ых шаров. 8. Вы замечали наверно идешь по лесу снег. 9. Посредине песок будто кипел на жарком огне бил (из)под земли родник. 10. Лес словно вздохнет тихий ветерок пролетит над вершинами и каждому дереву что(то) шепнет. 11. А (на)утро глянешь с вершины дух захватывает до чего чистая и неохватная взором весна стоит в горах. 12. Но это мертвый лес каменный. 13. Запрокинешь голову вершина солнце подпирает. 14. (Не)вольно спрашиваешь себя не под этим ли дубом осторожно крался последний из племени ятвягов. 15. Недаром в этом городе им поставили общий памятник на постаменте они стоят рядом. 16. Вероятно излишним будет вопрос о чьей свободе здесь настойчиво говорится. 17. Может возникнуть вопрос не пе…имистические ли это стихи.Задание 12.А. Определите, какое предложение: простое осложненное (1) или бессоюзное сложное (2). Расставьте знаки препинания.1. С четырех сторон двора теснились окна. Вечером они светились бывало разным светом оранжевым белым зеленым. 2. Везде тишь ни собака не тявкнет ни голос человеческий не окликнет. 3. Все точно только вверх ногами в речной воде отражено лужок со свежими стогами дома церквушка и гумно. 4. И вдруг в затихшем саду новые звуки треснула ветка хвороста шуршат кусты. 5. Стволы берез уже белели во мраке приближался скудный и холодный рассвет. 6. Солнце светит одинаково всем и человеку и зверю и дереву. 7. Как отчий дом как старый горец горы люблю я землю тень ее лесов и моря рокоты и звезд узоры и странные строенья облаков. 8. Океан как будто лелеет эти островки он играет с берегами то ревет сердится то ласково обнимает любимцев со всех сторон. 9. Подходим ближе стая морских птиц колыхается на волнах. 10. Людям хотелось бы все сохранить и розы и снег.Б. Укажите, где поставлено тире: 1) между подлежащим и сказуемым, 2) в неполном предложении для обозначения пропуска члена предложения, 3) перед обобщающим словом или в бессоюзном сложном предложении.1. Солнце вешнее, нивы здешние ― все тебе отдать бы рад. 2. Над Россиею ― небо синее. 3. Сухая, крепкая осень ― самое лучшее поэтическое время в году. 4. Светло не от утра ― светло от луны. 5. Воистину, сладчайшая обуза ― домой арбуз торжественно нести. 6. На дворе в морозном пару краснело солнце ― в доме было тепло. 7. Ароматные набухшие почки березы, могучие запахи кореньев, тончайшие струйки от пробивающихся ростков трав ― все это было поразительно ново и восхитительно. 8. Морозный воздух чист ― гляди насквозь. 9. Самое свежее, чистое, нужное время для работы ― это утро! 10. Морозы ― декабрю, метели ― февралю, капели первые ― задумчивому марту. Тесты

1. Какие знаки препинания могут ставиться на границе частей бессоюзного сложного предложения? 2. В каких сложных предложениях смысловые связи между

частями выражены отчетливее - в союзных или бессоюзных? 3. Выполните упражнение. Найдите среди предложений, приведенных с сохранением авторской пунктуации, такое, в котором расстановка знаков препинания не соответствует современным правилам. 1. Я стал читать, учиться - науки также надоели... 2. Я колебался - я не охотник до сентиментальных прогулок по морю... 3. Я понял его: бедный старик, в первый раз отроду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности, говоря языком бумажным... 4. Через несколько мгновений поднимаю их и вижу: мой Карагез летит, развевая хвост, вольный как ветер... (М.Ю.Лермонтов).

Какие есть загадки про знаки препинания?

    Помнится, с ребенком делали домашнее задание - подобрать загадки про знаки препинания. Многие из них очень длинные. А надо было короткие. Сейчас вспомнили только 5 загадок:

    Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом (вопросительный знак).

    Бурным чувствам нет конца - пылкий нрав у молодца (восклицательный знак).

    Загораживает путь - предлагает отдохнуть (запятая).

    Ляжет палочкой на строчку, проходите по мосточку (тире).

    Коль спросить что соберешься - без меня не обойдешься. (вопросительный знак).

    У меня в арсенале тоже есть несколько загадок про знаки препинания, так что с удовольствием поделюсь:

    Загадка про кавычки:

    Про запятую (ну, очень актуальная):

    Про скобки, не забываем, что они тоже знаки препинания:

    Про двоеточие. Очень правильная загадка, раскрывающая всю суть постановки данного знака препинания:

    Про многоточие... Обратите внимание, недосказанность - основная отличительная черта это знака:

    А вот про восклицательный знак.

    В заключение хочу загадать свою загадку, только что придуманную:

    Сколько знаков препинания,

    ПроявИте Ваши знания?

    Думаю, все ответили правильно: в русском языке 9 знаков препинания.

    Маленьким школьникам легче всего будет запомнить знаки препинания, если учеба будет проходить в виде игры или разгадывания загадок.

    Загадки про знаки препинания на подсознательном уровне помогают запоминать изученный материал.

    Детям, изучающим знаки препинания в русском языке, в закрепление изученного материала, можно дать отгадать такие вот загадки:

    Загадки про знаки припинания крайне полезны, поскольку помогают в игровой форме открыть для детей мир пунктуации.

    Подобные загадки могут быть использованы, как во время обучения, так и являться частю программы на Первое сентября.

    Предлагаю ознакомиться с некоторыми загадками про знаки препинания.

  • Загадки про знаки препинания весьма популярны в стенах школы, а именно в первых четырех классах. Дело в том, что в игровой форме, стихотворной, песенной дети легче запоминают и усваивают материал. Вот загадки про знаки препинания :

    Загадок про знаки препинания очень много, их можно найти например на сайтах посвященных загадкам, там можно найти очень много их, на любой вкус и цвет, например вот есть такая очень интересная загадка:

    На уроках русского языка в школе уделяют большое внимание правильной расстановке знаков препинания, ведь они могут в корне изменить смысл всего предложения и текста. Конечно же учить знаки препинания играючи очень интересно и развивает логику учеников. Вот несколько загадок о знаках препинания:

    Загадок про знаки препинания довольно много.

    Вот загадка про вопросительный знак:

    А вот загадка про восклицательный знак:

    А вот замечательная загадка про точку:

    Про запятую тоже есть интересная загадка:

    Есть такие загадки, которые помогают детям при изучении знаков препинания на уроках.

    Загадка про вопросительный знак:

    Про восклицательный знак.

Цели и задачи:

  1. Привлечение внимания к истории русского языка, к необходимости правильного использования знаков препинания.
  2. Воспитание любознательности и остроумия.
  3. Привлечение внимания к художественной литературе, воспитание умений и навыков выразительного чтения.

Оформление зала:

  1. Газеты, юмористические рисунки на тему мероприятия.
  2. Творческие работы учащихся на тему: “Роль знаков препинания в моей жизни”.

Читай не так, как пономарь,
а с чувством, с толком,
с расстановкой.
А.С. Грибоедов

Знаки ставятся по силе разума.
М.В. Ломоносов

1-й ведущий: Говорят, что есть пятьдесят способов сказать слово ДА и пятьсот способов сказать слово НЕТ, а написать эти слова можно, используя только один способ. Согласимся ли мы с этим замечанием? (Участники игры произносят эти слова с разной интонацией.)

2-й ведущий: Конечно, способов произнести любое слово много. А как записать то, что так легко произнести?

Третий ведущий записывает на доске слово “Школа”, произнесенное с разной интонацией: Школа. Школа? Школа!? Школа! Школа… Школа- Школа: Школа!!! (Участники игры вместе с ведущим произносят слова.)

1-й ведущий: При помощи точки мы показываем спокойствие, которое может быть совершенно разным: решительным, уверенным или печальным. Вопросительный знак выражает вопрос, сомнение, недоумение. Вопросительный и восклицательный знаки подчеркивают сильное недоумение, а один восклицательный – сильное чувство. Многоточие помогает понять: мы демонстрируем неуверенность, растерянность, разочарование, мы размышляем. Тире утверждает: сейчас будет сказано о чем-то дальше, слушайте внимательно. Двоеточие подсказывает: будьте внимательны, следует объяснение. Хотим выразить восторг, огромную радость – ставим три восклицательных знака!

2-й ведущий: Несомненно, слова, записанные на бумаге, порой не так выразительны, как живая человеческая речь. Интонация, жесты, мимика – вот что очень часто помогает нам в разговоре. А как же все это показать в письменной речи? И вот тогда мы вспоминаем о наших замечательных помощниках – знаках препинания.

Ученик читает стихотворение польской поэтессы Ванды Хотомской, в котором вместо слов, называющих знаки препинания, делает паузы. Все участники мероприятия вместе с ним заканчивают строчки.

Был у поэта письменный стол.
Ящиков было в нем чуть ли не сто.
В ящиках тех помещались коробки:
В одной запятые, в другой были скобки.
В третьей – тире, в остальных – многоточия,
Черточки, точки, кавычки и прочее.
Письменный стол содержал он опрятно,
Стихи сочинял он весьма аккуратно.
Пригоршней знаки берет из коробки,
Иное словечко поставит он в (),
Так же частенько и этак и так
Использует он!
Если вдруг встретится образ сомнительный,
Сразу же ставится?
В напрасных усильях чтоб лоб не тереть,
Поэт вместо мыслей ставит – ,
Порою “ ”, порой:
И не жалел для концов …

3-й ведущий: Когда же люди стали пользоваться знаками препинания? Какова история пунктуации? Узнать следующие интересные факты нам помогла замечательная энциклопедия для детей “Языкознание”, выпущенная издательством “Аванта +” в 1998 году (стр. 231).

“Препинания служат к изъяснению смысла в письме и ко избежанию всякого противного толкования. Оные препинания ставятся по силе разума и по его расположению и союзам”, – писал Н.Г. Курганов в “Письмовнике, содержащем в себе науку российского языка, со многим присовокуплением разного учебного и полезнозабавного вещесловия”.Прообразы знаков препинания попадаются уже в новгородских берестяных грамотах. У некоторых авторов начало письма означал крест; изредка встречается осмысленное употребление точек.

По-настоящему система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания. Из печатных изданий знаки препинания в современном смысле этого слова постепенно проникали и в рукописные тексты. А уже в “Российской грамматике” М.В. Ломоносова есть целый раздел, посвященный “строчным знакам”.

1-й ведущий: Со временем количество знаков препинания увеличивалось. Ломоносов писал о точке, вопросительном и “удивительном” знаках, о запятой, точке с запятой и “двух точках”, о “вместительном” (скобки) и “единительном” (дефис) строчных знаках. В конце 18 века в книгах появляются тире, кавычки и многоточие. В последних изданиях “Письмовника” Н.Г. Курганова (1725–1796 гг.) к знакам препинания были причислены “примечательный” (подчеркивание или шрифтовое выделение) и “отменительный” (кавычки).

2-й ведущий: В 1797 году в грамматике Антона Алексеевича Барсова (1730 – 1791 г.г.) уже описаны тире (“молчанка”), кавычки (“вносный” знак), звездочка (“примечательный”) и параграф (“статейный”). Так количество знаков препинания постепенно увеличивалось. Позже в особых случаях стали использовать комбинацию знаков препинания.

3-й ведущий: А возможно ли сейчас придумать еще какие-нибудь знаки?

Ведущий предлагает учащимся попробовать изобрести новые знаки препинания.

С этого момента зал можно разделить на две команды, предложить командам придумать название и выбрать капитанов.

1-й ведущий: Подумайте, каково “географическое положение” пунктуационных знаков? Подсказываю: у них есть три самых любимых места обитания.

Учащиеся, принимая за основу сложное предложение, изображают его в виде рисунка какой-либо местности и показывают место знаков препинания.

(В конце предложения: . ! ? …;
между простыми в составе сложного: , ; : – ;
внутри простого предложения: , : , () …)

2-й ведущий: Теперь, когда мы вспомнили все знаки препинания, знаем их место в предложении, подумаем над тем, можно ли общаться друг с другом только при помощи знаков препинания.

Учащимся предложено составить текст телеграмм или записок с использованием только знаков препинания.

Примеры получившихся записок: 1) “ !? …” ; 2) “ . ? ”; 3) “ ! ? ” ; 4) “? ! ” ; 5) “ ? ” ; 6) “!” и другие.

Одна команда демонстрирует записки, другая – расшифровывает.

3-й ведущий: Да, одна из команд повторила замечательный опыт самой короткой переписки в истории, которая состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. После того, как был напечатан роман “Отверженные”, Гюго послал своему издателю письмо, где стоял только “?”. И получил ответ: “!”. Так он узнал, что его книга очень заинтересовала читателей.

1-й ведущий: А был ли в истории еще какой-нибудь удивительный случай, связанный со знаками препинания?

Учащиеся вспоминают, что русской императрице Марии Федоровне удалось переправить запятую в резолюции ее супруга, императора Александра III: “Простить нельзя, отправить в Сибирь” на “Простить, нельзя отправить в Сибирь”. Человек был спасен. (Участники игры могут приводить разные примеры и из собственного опыта.)

2 ведущий предлагает командам тексты и предложения, понять которые однозначно можно только с помощью знаков препинания. Знаки препинания расставляют команды.

1. Положи свои вещи здесь у бабушки в шкафу на нижней полке места нет.

2. …Кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют из толокна
кисель там варят.

(Если позволяет время, можно предложить несколько текстов.)

3-й ведущий предлагает обратиться к домашнему заданию. Некоторые ученики читают свои сочинения.

1-й ведущий загадывает веселые загадки о знаках препинания.

Точка, запятая :

Точки, палочки, крючки…
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют почтения.

Восклицательный знак:

Бурным чувствам
Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца!

Вопросительный знак:

Вечно думая
Над смыслом,
Изогнулся
Коромыслом.

Многоточие:

Стоят три кумушки рядком.
Ведут беседу, но – тайком,
Какими-то далекими
Туманными намеками…

Двоеточие:

Двоеточие глазастое ходит,
Знаниями хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам, что к чему…

Тире:

Ляжет палочкой
На строчку:
– Проходите
По мосточку.

Кавычки:

Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят…

Запятая:

Выйдет на дорожку –
Всем подставит ножку.

Скобки:

Словам раскрывают объятья:
– Ждем в гости вас, милые братья!

Точка:

Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.

(Если позволяет время, можно после каждой загадки сочинять предложение с данным знаком препинания на какую-нибудь интересную тему.)

2-й ведущий: Одним из самых любимых знаков препинания у детей является, конечно же, вопросительный. Нас постоянно что-то интересует. Всегда ли мы получаем на свои вопросы ответы? К сожалению, не всегда. Как называются такие вопросы? (Риторические.) Приведите примеры таких вопросов из своего опыта.

А знаете ли вы, что такие вопросы встречаются часто в художественных текстах?Попробуйте определить, какие настроения и чувства эти вопросы помогают выразить А.С. Пушкину в стихотворении “Певец”. (От каждой команды приглашается по одному участнику для выразительного чтения стихотворения.)

Слыхали ль вы за рощей глас ночной

Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой
Слыхали ль вы?

Встречали ль вы в пустынной тьме лесной
Певца любви, певца своей печали?
Следы ли слез, улыбку ль замечали,
Иль тихий взор, исполненный тоской,
Встречали вы?

Вздохнули ль вы, внимая тихий глас
Певца любви, певца своей печали?
Когда в лесах вы юношу видали,
Встречая взор его потухших глаз,
Вздохнули ль вы?

1-й ведущий: Бесконечен мир человеческих чувств: радость, счастье, восторг, гнев, отчаяние, страх, печаль… Показать их в письменной речи нам помогают разные знаки препинания. Мы смогли в этом убедиться, прочитав стихотворение А.С.Пушкина. И помог нам вопросительный знак. А можно ли при помощи восклицательного знака показать эти чувства?

Прочитайте данные отрывки выразительно. Определите, какие из чувств выражены в прочитанных отрывках. (Можно предложить придумать рисунки-ассоциации.) Попробуйте угадать произведение.

Надо мною
небо.
Синий шелк!
Никогда
не было
так хорошо! (В. Маяковский)
Ура! Мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Еще напор – и враг бежит. (А.С.Пушкин)
Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки! (А.С.Пушкин)
Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло. (А.С.Пушкин)
И вслед раздался голос шумный:
“Куда ты, витязь неразумный?
Ступай назад; я не шучу!
Как раз нахала проглочу!” (А.С.Пушкин)
Осада! приступ! Злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой. (А.С.Пушкин)
Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите! (К.Чуковский)
Что случилось?
Что за крик?
– Это тонет ученик!
Он упал с обрыва в реку –
Помогите человеку!..
Дядя Степа в этот раз
Утопающего спас. (С.Михалков)
Прощай же море! Не забуду
Твоей торжественной красы. (А.С.Пушкин)
Друзья мои, прекрасен наш союз!
(А.С.Пушкин)
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным:
“С добрым утром!”
“Добрый вечер!”
“Доброй ночи!”– говорим.
Если к чаю иль к обеду
В дом войдем –
Не любо, что ль,
Поклонясь, сказать соседям:
“Чай да сахар!”
“Хлеб да соль!”…
Даже стае журавлиной,
Улетающей от нас,
По обычаям старинным
Мы кричим:
“В счастливый час!” (А.Яшин)
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
(А.С.Пушкин)

3-й ведущий: И всем участникам нашей “полезнозабавной” игры мы желаем: “В счастливый час!” Игра позволила нам убедиться в том, что очень часто именно знаки препинания помогают лучше понимать друг друга. Мы желаем вам не бояться знаков препинания, проникать в их секреты, хорошо учить правила, и тогда вам будет очень легко говорить, читать и писать “ с чувством, с толком, с расстановкой”!

Ведущие подводят итоги игры.

Список использованной литературы

  1. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: Изд-во “АРГО”, 1996.
  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение, 1987.
  3. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык/Главн. ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта +, 1998.