Мудрый царь, демон ночи и чудо-червяк. Чудесный червь шамир

ШАМИР

И когда строился Дом, то строился из цельных, обтесанных кам-ней; ни молота, ни топора, ни всякого другого железного орудия не было слышно при строении его. Был у Соломона чудесный червь, носивший название "Шамир" . Червь этот обладал свойствами тесла и гранила. С п омощью "Шамира" обтесывался строевой камень для храма и дома Соломонова и произво- дилось гранение драгоценных камней для хошена.Червь был величиною с ячменное зерно, и самые твердые предме- ты не могли противостоять его чудесным свойствам. С охраняли его завернутым в шерстяную вату в свинцовом сосуде, наполненном яч- менными отрубями.

Знал Соломон, что место нахождения червя "Шамир" известно одному только Асмодею, князю дьяволов. Обитал же Асмодей в пещере под горой, и был там колодезь, закрытый камнем с печатью Асмодея на нем. Изо дня в день всходил Асмодей на небо, где изучал мудрость небесную, оттуда возвращался на землю для изучения земной мудро-сти, после чего приходил к своему колодцу и убедившись предвари-тельно, что печать цела, отодвигал камень, напивался воды и, снова закрыв и запечатав колодец, уходил. Призвал Соломон Бенаю, сына Исгоиады, дал ему цепь и пер- стень, на которых Шем-Гамфораш начертан был, и дал ему руно овечье, да мехи с вином и послал его к Асмодею.

Пришел Беная к пещере Асмодсевой, и вот что сделал он: ниже того места, до которого доходил колодец, выкопал яму и, спустив туда всю воду, отверстие законопатил шерстью; проделав затем отверстие поверх колодца, вылил в устье вино из мехов. Покончив с этим, взоб- рался на дерево и стал ждать прихода Асмодея.

Асмодей явился, осмотрел печать, открыл колодец и видит; вместо воды — вино.

Ну, нет, — сказал Асмодей: "Вино глумливо, сикера буйна, и неразумен тот, кто увлекается ими".

Отошел и пить не стал. Но жажда стала невыносимо мучить его. Не выдержал Асмодей, выпил-таки все вино из колодца, захмелел и заснул крепким сном. Сошел Беная с дерева и связал его цепью.

Проснулся Асмодей и бушевать начал. Укротись! — сказал Беная. — Имя Владыки твоего над тобою! Имя Владыки над тобою!

Взял его и повел. Поравнялись с пальмой; почесался об нее Асмо- дей и повалил ее; проходили мимо одного дома, и его повалил Асмодей. Встретился им заблудившийся слепой, Асмодей помог ему вы- браться на дорогу. Попался им потом шатающийся без пути пьяный — и его Асмодей на дорогу вывел. При встрече со свадебным поездом, шумным и веселым, Асмодей заплакал. Некий человек сандалии баш- мачнику заказывал, приговаривая: "такие сшей мне сандалии, чтоб на семь лет хватало!" — расхохотался Асмодей. Проходили мимо колдуна в то время, когда тот колдования свои производил, — и тут расхохотал-ся Асмодей.

Привели Асмодея к Соломону. Взял Асмодей тростину, отмерил четыре локтя и, бросив тростину перед Соломоном, сказал:

Вот пространство, которое останется у тебя после смерти, а ныне ты мир весь покорил, и этим не довольствуешься, еще меня поработить захотел!

Я от тебя ничего не домогаюсь, — отвечал Соломон, кроме одного. Я собираюсь построить храм Господень, и мне нужен для этого "Шамир” .

"Шамир", отвечал Асмодей, — находится не у меня, но у духа морского, а дух морской доверяет его, под присягой, только петуху Бар. А что делает с "Шамиром" петух Бар? Придя в необитаемую скалистую местность, положат "Шамир" на утес, утес раскалывается; бросит Бар в расселину семена древесные, на том месте и возникнет поселение. Отыскали гнездо петуха Бар. Покрыли гнездо матовым стеклом. Явился петух Бар. Видя невозможность проникнуть в гнездо, взял он "Шамир" и положил его на стекло, дабы оно раскололось. Бросили в петуха Бар комом земли, выронил он "Шамир"; подобрали червя и унесли. Увидал петух Бар, что не сдержал клятвы своей, пошел и удавился.

АГАДА сказания притчи изречения ТАЛМУДА и МИДРАШЕЙ.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

Ф. И. Тютчев

Вы никогда не задумывались, почему в религиях полностью отсутствует понятие природа? Вот и я начал философствовать не так уж давно – последних лет 30 своей мирской жизни. Скажете, пустое занятие. Не скажите. Мне славянскому автору, потомку катаров Лангедока, изучающему наследие предков, порой являются такие картины Великого Замысла, что диву даюсь, насколько мы отброшены религиями от понимания Бога нашими пращурами. Вот многие меня попрекают, мол много в твоих работах, Катар, вопросов религиозного характера, иной раз и за проповедь почесть можно. Отвечу так: заниматься былиной России иначе нельзя. Только пройдя витками былины нашего народа, увидев всю подлость властей и мракобесие их религий, начинаешь понимать, что происходящее с Россией, не просто сбег обстоятельств, а кара, настоящая и жестокая кара, обрушившаяся на русский мир из-за предательства своих корней и попустительства народом, его же властей. Не разделяя князей церкви с властями придержащими, я совершенно уверенно заявляю, что цели и задачи обоих не только совпадают, но и существует жесткая сцепка служителей культа и государства, направленная на нещадную эксплуатацию своего народа.
Было ли государство и религия, чей союз относился к своему народу с уважением? Да было, и это империя славян, до введения в ней апостольского христианства в результате победы Дмитрия Донского в Куликовской битве. Именно с этого момента в мире и возникла религия, заменив собой Веру.
Конечно, я больше изучаю не былину метрополии, а ее окраину, современную Францию, страну катаров. Но ведь и она часть русской былины, а посему я просто обязан интересоваться тем, что происходило на Руси в те времена, сводя в единое жизнь в провинции-колонии Руси и ее столице – Господине Великом Новгороде – совокупности городов Золотого Кольца России, а не современном детинце на Волхове, выданном ныне за имперскую столицу.
Все просто, каждый новый город на Руси именовался Новгородом при его строительстве и лишь потом, когда определялось его значение в империи и задачи, давалось ему имя.

Дело в том, что Соломон, памятуя о словах самого Яхве, сказанных когда-то пророку Моисею на горе Синай («И устрой там жертвенник Господу Богу твоему, жертвенник из камней, не поднимая на них железа»), приказал возводить храм, не касаясь его железом, чтобы не осквернить его. Странное, однако, дело получается. Яхве говорит о жертвеннике из камней, который нужно сделать без железа, а вот про строительство храма ни слова. Но, Соломон решает построить так весь храм, очевидно уже на страницах более позднего толкования.

Легенда рассказывает, что мудрецы указали Соломону на драгоценные камни в нагрудниках первосвященников. Я ранее рассказывал, что хошен на груди священников это самые обычные бухгалтерские счеты, разновидность древнего абака. Рассказывал я и о том, как эти камни обрабатывались, называя технологию древних, которая сегодня позабыты в промышленности, но бытует у кустарей и не воспринимается за чудо.
По утверждению попов, эти самоцветы были огранены и отшлифованы неким инструментом, еще более твердым, чем они сами. Шамир - так он назывался. Шамир был способен разрезать то, что не поддавалось никакому железу.

И вот, если слегка ударить по камертону, то есть по изогнутым пластинкам любым твердым предметом, то они начинают дрожать или другими словами - вибрировать, и мы слышим звук. Вот этот звук и есть основным тоном для настройки инструмента или хора.

Однако есть и другой вид камертона. Это маленькая трубочка, которая издает звук, если в неё подуть. Такой вид считается, как бы не классическим.

Обычно камертон настраиваться на звук "ля первой октавы", но, тем не менее, есть камертон, который настраивается и на другие звуки. Но суть от этого не меняется.

Пришли креститься три еврея
Гешефт за пазухой имея.
Боруха поп крестил Борисом
Стал Михаилом Мойша сирый
А Сруль (следи за компромиссом!!!)
Акакием пошел по миру.
Пусть не совсем звучит прозрачно,
Однако, правда, однозначно!

О библейском царе Соломоне в Древнем мире ходило множество легенд. Все они сходились на том, что в правление мудрого царя наступил мир и процветание между Египтом, Израилем и Месопотамией.

В этот период благоденствия, в 950 году до нашей эры, Соломон приступил к сооружению храма, который впоследствии сделался знаменитейшим по своему великолепию и красоте.

В самом начале строительства царские инженеры столкнулись с непростой задачей: как построить огромное здание, не прикасаясь к камням никакими железными инструментами?

Дело в том, что Соломон, памятуя о словах самого Яхве, сказанных когда-то пророку Моисею на горе Синай («И устрой там жертвенник Господу Богу твоему, жертвенник из камней, не поднимая на них железа»), приказал возводить храм, не касаясь его железом, чтобы не осквернить его.

В поисках инструмента

Легенда рассказывает, что мудрецы указали Соломону на драгоценные камни в нагрудниках первосвященников. Эти самоцветы были огранены и отшлифованы неким инструментом, еще более твердым, чем они сами. Шамир - так он назывался. Шамир был способен разрезать то, что не поддавалось никакому железу.

Поскольку сами жрецы ничего не ведали о камнях, Соломон вызвал духов, а те открыли ему путь к шамиру и заявили, что шамир - это... червь , который размером не больше ячменного зернышка, но обладает такой силой, что перед ним не устоит даже самый твердый камень.

Словарь древнееврейского языка объясняет слово «шамир» египетским происхождением. В Библии оно означает не что иное, как алмаз, что кажется вполне естественным. Однако из археологических материалов известно, что в качестве режущих инструментов древним египтянам был доступен только кристаллический кварц (или горный хрусталь). Они не использовали алмаз, так как ничего о нем не знали.

Тем не менее в самом начале XX столетия в местечке Абусир на левом берегу Нила археологи откопали остатки пирамиды фараона Сахуры, правившего во времена расцвета Древнего царства (примерно XXV век до нашей эры).

В исключительно твердых каменных породах (граните, базальте, диорите, чья твердость по шкале Мооса - 8,5 из 10), из которых была сложена пирамида, исследователи обнаружили точно высверленные отверстия, сделанные под одним углом. Всего насчитывается свыше 30 подобных бурильных отверстий.

По примеру предков

Тогда же английский археолог Флиндерс Петри обратил внимание на камнерезную технику древних египтян. «При сверлении гранита, - писал Петри, - на сверла действовала нагрузка не менее 2 тонн, так как у гранитного керна шаг спиральной риски, оставленной режущим инструментом, равен 2,5 мм при длине окружности отверстия 15 см... Такую геометрию спиральных рисок нельзя объяснить ничем, кроме как подачей сверла под огромной нагрузкой...»

Таким образом, буровые работы в Абусире, то есть колонковое бурение скальных пород, можно объяснить только применением техники, аналогичной нашей. Но произвести подобное не смогли бы даже самые искусные бурильщики времен Древнего царства, ведь они пользовались только доступными им инструментами из меди - ручным буром и долотом.

Однако сомневаться не приходится: для выполнения сложных буровых работ применялась некая специально предназначенная для этого техника.

У Петри не было объяснения этой загадки. Также не мог он объяснить, каким инструментом были вырезаны иероглифы на диоритовых чашах IV династии (возраст около 5 тысяч лет), которые он отыскал в Гизе.

Изображение шамира в виде червя, поедающего камни

В египетских музеях можно увидеть большое количество сосудов, относящихся к древнейшим временам и выточенных из самых твердых пород. Свыше 30 тысяч экземпляров каменной посуды было найдено под ступенчатой пирамидой Джосера в Саккаре (кувшины, вазы, тарелки и прочая утварь). Найденные сосуды демонстрируют высочайшее качество исполнения.

Но еще не изобретено инструмента, которым можно было бы вырезать вазы такой формы, потому что он должен быть достаточно узким, чтобы пролезать через горлышко, и достаточно прочным, чтобы им можно было бы изнутри обработать заплечики и скругленные по радиусу поверхности.

На сегодняшний день следы «божественного инструмента» обнаружены и в других культурах, но вряд ли мы сможем понять, что он собой представлял на самом деле, ибо, выполнив работу, как правило, мастер забирает инструменте собой...

Михаил ЕФИМОВ, журнал "Загадки истории" №42 2016

Агады - древняя книга легенд и апокрифов, рассказывает, что шамир был седьмым чудом из десяти, созданных Богом в первую пятницу перед закатом солнца. Явлен был шамир на свет размером не больше ячменного зерна, и хранился он - алмаз всех алмазов - в свинцовом ларце, наполненном просяным солодом, да еще в нескольких губчатых мешочках. Этим камнем Моисей вырезал на золотом нагруднике первосвященника имена всех трех колен своего народа. И еще было свойство у этого маленького алмаза: он мог превращаться в червя. Даже скальный базальт, даже железо, из которого ковали мечи, разламывал он осмысленной волей своего движения.

Когда Соломон, третий царь Иудеи, по завету отца своего в 480-ю годовщину исхода евреев из египетского плена приступил к строительству храма на Сионской горе, он оказался перед неразрешимой, казалось бы, проблемой. Мрамора всех цветов и оттенков было привезено в избытке, но как обработать его для храма, особенно для алтаря святилища? Железом - нельзя. Ибо сказано в книге «Исход»: «Не закладывай мне жертвенник из камней, тесаных железом».

И тут Соломон вспомнил о черве шамире , которым в ту пору владел петушинолапый царь демонов Асмодей. Толкователи древних тайн рассказали Соломону, где находится гора, на которой живет Асмодей.

У самой вершины, - сказали они, - есть источник. Из него, возвратясь из ежедневных странствий, Асмодей утоляет жажду. Напившись, он всякий раз прикрывает родник камнем и накладывает на него печать. И каждый раз проверяет, цела ли печать». Но Соломон не был Соломоном, если бы не придумал, как обмануть Асмодея. Он послал к горе своего военачальника, наказав при этом, чтобы взял с собой цепь для леопардов, пучок шерсти и мех пьяного вина. А еще дал ему свой перстень с именем Бога, который наводил ужас на нечистую силу.

Придя на место, военачальник просверлил ниже источника отверстие в скале. Когда вся вода вышла, заткнул отверстие пучком шерсти и, просверлив другое отверстие, повыше, наполнил каменное чрево вином. К вечеру явился с неба истомленный жаждой Асмодей, оглядел родник и, увидев, что печать цела, отвалил камень. Почуяв запах вина, Асмодей удивился, но жажда была сильна… Когда же он вконец захмелел, в дело пошли укрощающий нечисть перстень и цепь для леопардов.

Так червь шамир оказался в руках Соломона.

Маленький умелец сразу принялся за дело. Он проходил через белый и розовый мрамор, ровно отслаивая его. Так, благодаря маленькому алмазу - крошечному червячку шамиру - царь Соломон смог построить храм, посвященный Единому Богу, не нарушив его завета.

Чудесный червь шамир

В Библии есть упоминания о том, как пророк Моисей вырезал на драгоценных камнях имена всех двенадцати колен своего народа. И сделал он это при помощи волшебного камня (или червя) под названием шамир. Этот камень обладал немыслимой силой – он мог разрезать алмазы, скальный базальт, мрамор и железо.

(Заметим, что это далеко не единственная загадочная вещь, который владел Моисей. Например, имелся у него и удивительный жезл, способный совершать различные чудеса. О нем мы писали в статье « ?»).

Червь шамир упоминается в Библии не только в связи с Моисеем. Дальнейшие его упоминания связаны с царем Соломоном. Это отнюдь не вымышленная фигура, а реальный исторический персонаж, правивший объединенным Израильским царством в 965-928 годах до нашей эры. Помимо прочего, он прославился постройкой главной святыни иудаизма – удивительного Иерусалимского храма.

Описание строительства Соломоном Иерусалимского храма вошло во множество древних иудейских источников. В них указывается, что Бог запретил Соломону использовать железные инструменты для постройки храма: «И когда строился этот Дом, то строили его из привезенных цельных камней; ни молота, ни топора, никакого железного орудия не было слышно в Доме при постройке его». (Млахим, 1:6,7).


Храм царя Соломона

Любопытно, что использовать железные инструменты Бог запретил по той причине, что орудия, которые могут вызвать кровопролитие и смерть, не подходят для строительства мирного храма.

При этом Соломон намеревался строить храм из твердого мрамора и камней – как же их обработать без крепких инструментов? И выход из положения нашелся – вот как об этом говорится в Талмуде: «Сказал Шломо (Соломон) мудрецам Торы, как построить Храм, не используя для резки и обтесывания камней никаких железных орудий? Ответили ему: есть червь Шамир, которого принес Моше (Моисей) для камней эфода. Он спросил их: как мы его найдем? Они сказали ему: возьми шед и шейда, беса и бесовку, и заставь их открыть тебе».

Обман Асмодея


В древних апокрифах также имеются подробные описания того, как Соломон добыл шамир. В них говорится о том, что волшебным червем в те времена владел петушинолапый царь демонов Асмодей. Толкователи древних тайн рассказали Соломону, где находится гора, на которой живет Асмодей:

«У самой вершины, - сказали они, - есть источник. Из него, возвратясь из ежедневных странствий, Асмодей утоляет жажду. Напившись, он всякий раз прикрывает родник камнем и накладывает на него печать. И каждый раз проверяет, цела ли печать».

Но Соломон придумал, как обмануть Асмодея. Он послал к горе своего военачальника, наказав при этом, чтобы взял с собой цепь для леопардов, пучок шерсти и мех вина. А еще дал ему свой перстень с именем Бога, который наводил ужас на нечистую силу.

Придя на место, военачальник просверлил ниже источника отверстие в скале. Когда вся вода вышла, заткнул отверстие пучком шерсти и, просверлив другое отверстие, повыше, наполнил каменное чрево вином. К вечеру явился с неба истомленный жаждой Асмодей, оглядел родник и, увидев, что печать цела, отвалил камень. Почуяв запах вина, Асмодей удивился, но жажда была сильна. Когда же он захмелел, в дело пошли укрощающий нечисть перстень и цепь для леопардов. Так червь шамир оказался в руках Соломона.

Лазер из прошлого

Вот как описывается шамир в ветхозаветном апокрифе «Агада о Соломоне»: «Был у Соломона чудесный червь, носивший название «шамир». Червь этот обладал свойствами тесла и гранила. С помощью шамира обтесывался строевой камень для храма и дома Соломонова, и производилось гранение драгоценных камней для кошена. Червь был величиною с ячменное зерно, и самые твердые предметы не могли противостоять его чудесным свойствам. Сохраняли его завернутым в шерстяную вату в свинцовом сосуде, наполненном ячменными отрубями».

В наши дни в Израиле широко известен раввин Замир Коэн, который изучает Тору с точки зрения современной науки. И с его точки зрения, шамир – это некий инструмент, имеющий свойства лазера. Вот что он пишет:

«В последнее время все больше расширяется использование лучей для резки различных материалов, которое позволяет производить ее с большей точностью и чистотой.

Сегодня лазеры используются во многих отраслях, от обработки алмазов до операционных. Хотя излучения, как и электричество, распространены в природе, наука узнала об этих явлениях недавно, а сумела использовать их лишь в нашем веке. Лазеры начали делать и применять лишь несколько десятков лет назад.

И вот, оказывается, почти три тысячелетия назад, когда царь Шломо (Соломон) строил Первый храм, мудрецы Торы знали о возможности использования лучей для резки твердых материалов».


Раввин Замир Коэн

Любопытно, что Коэн подчеркивает, что шамир разрезал камень не сам по себе, а излучением, которое от него исходило. Согласно древним источникам следует, что надо было просто держать шамир напротив нужного места, и излучение, исходящее от него, резало камень.

Вспомните фразу из «Агады о Соломоне», рассказывающее о шамире: «Сохраняли его завернутым в шерстяную вату в свинцовом сосуде, наполненном ячменными отрубями».

Тут любопытно все – как мы знаем, именно свинец используется в наше время в качестве защитного материала от вредного радиационного излучения. Кроме того, недавние опыты показали, что некоторые растения, в том числе и ячмень, тоже способны поглощать радиоактивное излучение. Шерсть тоже обладает подобным свойством. Получается, создатель шамира знал, как обезопасить его пользователей от лучевой болезни?

И еще один любопытный момент. Как известно, храм Соломона был разрушен в VI веке до нашей эры вавилонянами. Однако на Храмовой горе, где он стоял, сохранились остатки очень древней стены. Часть этой стены известна практически всем – это знаменитая Стена плача, к которой прибывают паломники со всего мира.

Однако мало кто знает, что ее основание Стены плача находится глубоко под землей, в тоннелях, большая часть из которых закрыта для посетителей. Именно здесь имеется одна из самых загадочных достопримечательностей в мире – Западный камень. Это огромный монолитный блок, вес которого оценивается в 517 тонн. Его длина – 13,6 метров, высота 3 метра, а ширина около 3,3 метра.

Любопытно, что в научном мире до сих пор нет ответ на вопрос, при помощи каких технологий и инструментов был обработан и доставлен на место этот огромный монолит.

Западный камень - явное отличие от ручной кладки

Если вы посмотрите на фотографии Западного камня, то увидите резкий контраст между более поздней кладкой, сделанной вручную, и этим тщательно обработанным огромным монолитным блоком. Кто знает, может быть в его изготовлении принимал непосредственно участие шамир, волшебный червь царя Соломона…