Танец Древней Греции. История и традиции греческих танцев в эпоху античности Танцевальная культура древней греции 1 2 часть

.

Вт 0

Древние греки считали, что танцы были посланы людям богами и поэтому связывали их с религиозными церемониями и церемониями поклонения. Они верили, что Боги передавали дар умения танцевать только избранным смертным, которые в свою очередь учили этому остальных.

Древнейшие исторические источники можно найти на острове Крите, где с 3000 по 1400 века до н.э. процветала древнейшая Минойская цивилизация. Жители Крита развивали музыку, песню и танец как часть своей религиозной жизни, а также развлечений.

Основная особенность античного греческого танца - это то, что танцоры образуют круг или полукруг и танцуют, сохраняя его. Как правило, мужчины и женщины танцевали отдельно. Огромную роль в танцах играло музыкальное сопровождение. Известно, что античные инструменты представляли собой деревяшки, металлические цимбалы, колокольчики, ракушки, которые использовали для отбивания ритма. Минойцы пользовались струнными инструментами: кифарой и лирой.

Древние греки танцевали, образуя открытый или узкий круг, обычно вокруг дерева, алтаря или мистических предметов для того, чтобы освободиться от злых духов. Впоследствии это правило перешло в традицию танцевать вокруг певца или музыканта. На критских скульптурах изображаются танцы вокруг музыканта, играющего на лире, парные танцы и женские танцы в кругу с большим числом танцоров. Похожие скульптуры были найдены в Греции и на Кипре и датируются 2 -1 вв. до н.э.

Неизвестно как именно танцевали древние греки. Восстановить картину танца, одежду и украшения, которые носили исполнители, помогают античные вазы, рисунки на посуде. Например, на одном из таких предметов был изображен танец мужчин и женщин, держащих в руках ложки. Эти предметы и то, каким образом их держали танцоры, очень напоминает танец с ложками, которые танцуют в Малой Азии по сей день. То тут, то там в древних текстах говорится о том, что танец находился в большом почете в особенности благодаря своим воспитательным качествам. Равно как и музыка, письмо и физическое развитие, танец входил в систему образования, и многие античные авторы указывают на его пользу для развития души и тела. Например, спартанцы танцевали в основном воинственные танцы под марши и танцевали перед сражениями. В других частях Греции в богатых семьях было принято отдавать детей в частные учебные заведения, где известные преподаватели учили их танцам, музыке и поэзии.

Культовые танцы в культуре греков.

Греческие танцы в древности подразделялись на религиозные и военные, театральные и общественные.

Известно, что женщинам и мужчинам танцевать вместе запрещалось. Но юноши и девушки могли вместе участвовать, например, в цепочечных танцах.

Среди военных танцев упоминают пиррихий и прилий . Точных сведений об этих танцах, характере их движений, исполнителях, месте, где они обычно исполнялись, не сохранилось. Прилий обычно исполняли амазонки. Возможно, этот бурный и воинственный танец (обычно исполнявшийся без оружия) мы видим на расписных вазах 5-4 вв. до н.э. Наибольшую известность получил пиррихий , который исполнялся в шлеме со щитом и копьем в руках. Пиррихий исполнялся как юношами, так и девушками и включал в себя разные па, имитирующие движения воина во время сражения - резкие выпады, манипуляции с щитом и копьем. Греки очень трепетно относились к этому танцу и считали, что их военный успех зависит от быстроты и сноровки в его исполнении.

Вакхические танцы имеют несколько специфических движений, которые не встречаются в других - резкие наклоны туловища и головы назад - вперед, которые должны были вызвать головокружение и способствовать вхождению в транс.

К категории мирных танцев относят различные ритуальные пляски, посвященные древнегреческим богам: Гере, Деметре, Аполлону. Это обычно хороводы, в которых танцующие, взявшись за руки, передвигаются мелкими, скользящими шагами. Один из любопытных танцев, популярных в IV-III вв. до н.э. - танец с плащом. По мнению некоторых исследователей, танец связан с культом Деметры, с культом плодородия. Его танцевали девушки, готовившиеся к замужеству, во время ритуалов, предшествовавших брачной церемонии. Исполнительница (одна или две) делали плавные повороты и шаги вправо-влево и вперед - назад, то закутываясь в плащ, то распахивая его.

Танцами как зрелищными развлечениями заведовали мимы – скоморохи, клоуны, акробаты, жонглеры – низкого социального статуса, как правило, беглые рабы или иностранцы. Но ни один пир богатых и почтенных граждан не обходился без них – пиры античности неразрывно связаны с танцами. Театральные же танцы имели непосредственное отношение к типу театрального представления – для трагедии характерна эммелия, для комедии – кордак.

Эммелия (Emmeleia) - хороводный танец, зачастую исполнявшийся у постели умирающего. Торжественного, величественного и возвышенного характера, в медленных или размеренных темпах. В отличие от пиррических плясок она исполнялась женщинами и отличалась красотой форм и изяществом пластики. Особенно выразительными были движения рук танцовщиц - сложные по рисунку и экспрессивные по характеру, в то время как ноги и корпус его были сравнительно неподвижны. Возникнув как религиозный танец, впоследствии эммелия вошла в качестве составной части в древнегреческую трагедию.

Главным танцевальным жанром комедии был кордак (Kordax), движения которого включали разнообразные вращения, прыжки в бешеном темпе. Он, хотя и был связан с содержанием пьесы, все же не являлся простой иллюстрацией действия. Скорее всего, кордак представлял собой вставные комические сцены. Интересно, что этот танец считался недостойным серьезных мужчин.

Сценические танцы были частью театральных представлений. Каждому жанру соответствовали свои танцы. Во время танцев исполнители отбивали такт ногами. Для этого они надевали особые деревянные или железные сандалии, иногда отбивали такт руками с помощью надетых на средние пальцы своеобразных кастаньет – устричных раковин

Христианские культурные традиции .

В период становления в Греции христианства началось формирование христианской музыкальной культуры. Церковь внесла запрет на инструментальную музыку и любые танцы. Однако на стенах древних православных храмов и монастырей можно увидеть росписи, на которых изображены различные танцы, удивительно похожие на античные. Христианская и языческая культура уживалась рядом, и в народном быту сохранились танцы, которые ведут свое происхождение из глубокой древности.

Античные росписи в храмах иногда изображают танцовщиц, исполняющих бурные танцы, аккомпанируя себе ударными инструментами. Это изображения вакхических танцев.

В старинных рукописях находятся свидетельства, датированные, которые описывают событие, произошедшее в Северной Фракии в 1257 г. В маленькой церкви Св. Константина внезапно вспыхнул огонь. Наблюдая, как пламя постепенно охватывает здание, жители деревни слышали странные звуки, доносившиеся изнутри и напоминавшие крики людей. Никого в церкви не было, поэтому обитатели деревни, решили, что звуки исходят от оставшихся в церкви икон. Несколько человек, решившие спасти иконы, бросились в огонь. Они вынесли из пламени 8 икон и при этом не получили никаких ожогов. Легенда гласит, что с тех пор эти люди получили иммунитет от ожогов, который могли даже передавать своим детям.

Этот обряд пришел в Болгарию из Греции и сохранился в практически неизменном виде. Болгарский свидетель его Святослав Славчев, писал, что вечером накануне церемонии, несколько взрослых женщин заперлись в церкви, чтоб молиться там всю ночь. Вечером мужчины неспешно сгребли угли, образовав большой пылающий круг. Когда церковные двери открылись, женщины босиком пошли по углям, приближаясь к центру площадки, быстрыми короткими шагами. Никто из женщин не получил ни ран, ни ожогов. Характерно, что такие неистовые танцы распространены на территории древней Фракии, которая еще в древности отличалась обрядовыми ритуалами и церемониями, в том числе и вакхическими танцами.

В Крыму огнехождение практиковалось в общине греков, чьи предки переехали сюда на постоянное место жительства в 1830 г. из древней Фракии. Этот феномен описан этнографами со слов свидетелей и исполнителей этого обряда. Итак, греческие танцы несут в себе традиции глубокой древности, реликты архаичных культовых обрядов, но это не препятствует их популярности. Благодаря традиции, сохранившей их на протяжении многих столетий, они, хотя и в видоизмененном виде, дошли до наших дней и являются неотъемлемой частью современной культуры греческого народа.

Основные греческие танцы

Среди огромного разнообразия танцев древних эллинов одним из самых распространенных исследователи называют сиртос.

СБ 08/21/10

Сиртос

Танцуется во всей Греции. Танцоры, мужчины и женщины, танцуют в открытом кругу, соединяя руки на уровне плеча. Шаги медленные, движения простые и сдержанные. Его облегченная версия – сиртаки (в пер. с - касание) . Часто лидер, будь то мужчина или женщина, держит в руке платок и размахивает им в процессе танца. Что примечательно, за руки могли держаться только родственники или супруги. Друзья, знакомые или незнакомые люди держались за платок.

Цаконикос

Самый известный танец-лабиринт. Танцев-лабиринтов в Греции много, но отличаются они не шагами, а способом «закрутить» и «раскрутить» лабиринт.

Региональные особенности греческих танцев
08/20/10

Хотя греческие танцы во многом схожи, имеют место региональные особенности в шагах и стиле танца.

На характер и местные особенности танца влияли климатические условия. В общем, «волочащиеся» танцы танцуются в равнинных частях страны, а «припрыгивающие» характерны для горных районов. На стиль, манеру и движения танца по-разному влияет и характер людей, их социальная жизнь, костюмы, т.д. Например, холодная погода, высокие горы, неровная земная поверхность вынуждала людей носить тяжелую одежду и обувь, из-за чего люди двигались маленькими шагами и, передвигаясь, тянули стопу. На танец очень влияет обувь: тяжелая обувь, не позволяла танцорам высоко поднимать ноги, а туфли и тапочки давали такую возможность, т.к. были значительно легче и идеально подходили для сиртосов.

Общая характеристика греческих танцев Т 08 /19/10

Традиционные греческие танцы делятся на две категории: «волочащиеся» танцы и танцы «с подпрыгиванием». «Волочащимися» танцы называют так из-за манеры исполнения: танцоры двигаются вправо или влево легкими шагами, не прыгая. Они очень разнообразны благодаря множеству фигур, названий, мелодий, ритмов, шагов, а также похоже, что они самые старые. Самый известный «волочащийся» танец - Сиртос.

Танцы с подпрыгиванием произошли из горной Греции и получили свое название благодаря характеру исполнения. От танцоров требуется сила, гибкие движения, обычно танцуются мужчинами, хотя в них участвуют и женщины. Большинство греческих танцев несложные: шаги в сторону, прыжки, болтание ногами. Лидер круга украшает танец другими шагами, прыжками, то ускоряя, то замедляя танец.

Одно из главных правил «этических» правил в танце - уважение по отношению к лидеру круга либо линии. Как правило, фигуры, которые делает лидер, сложнее и разнообразнее тех, что танцуют остальные, и он, как наиболее искусный и уверенный в себе танцор, имеет право выделиться таким образом.

В кругу или линии существует своя иерархия. Например, раньше лидером не могла быть женщина, эта привилегия до недавнего времени оставалась только мужской. Также в некоторых танцах можно увидеть, что женщины танцевали либо отдельно, образуя свои круги внутри мужского круга, либо возле него. В других танцах мужчины и женщины танцуют вместе, но сначала идет цепочка мужчин и за ними цепочка женщин. Сейчас, танцуя, мужчины и женщины чередуются через один.

Заключение.

Веками классическая культура Древней Греции занимала воображение людей. Она стала колыбелью европейской культуры и оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации.

Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Спустя почти двенадцать столетий они станут идеалом красоты и гармонии, к которому будут стремиться, возрождая античные традиции.

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

История танцев народов Запада (Европы и стран, которые были образованы переселенцами с Европы) характеризуется большим разнообразием и довольно быстрыми изменениями. В то время как большинство танцовщиц Востока практиковали весьма изощренные формы танцев, которые оставались практически неизменными в течение многих столетий или даже тысячелетий, западные танцоры демонстрировали постоянную готовность, даже стремление, перенимать новые формы и идеи для своих танцев. Даже самые ранние упоминания свидетельствуют о том, что западный танец всегда охватывал огромное разнообразие общинных или ритуальных танцев, а также то, что социальные танцы использовались многими различными слоями общества. Сразу стоит отметить, что западное искусство не всегда можно четко отличать от «не-западного». Особенно четко это видно по ряду стран бывшего Советского Союза, где некоторые танцы азиатские, а другие европейские по своему происхождению и характеру. Эта статья посвящена танцу именно западных народов, исключая, где это возможно, соответствующее влияние других культур.

От античности до эпохи Возрождения

Перед тем как начали появляться первые письменные отчеты, прошел огромный промежуток времени, о котором ученые могут только догадываться. Наскальная живопись в Испании и Франции, на которой четко можно различить танцующие фигурки людей, привела к гипотезе, что религиозные обряды и попытки влиять на окружающие события посредством симпатической магии были центральными мотивами первобытного танца. Такие предположения частично подтвердились путем наблюдения танцев примитивных народов в современном мире, хотя связь между древними людьми и современными «примитивными культурами» напрочь отрицается многими учеными.

Если танцы, о которых сохранились записи в ранних письменных источниках, непосредственно развились от доисторических танцев, возможно, можно предполагать, что существовали доисторические рабочие танцы, военные танцы, эротические танцы и групповые танцы. Сегодня, в 20 веке сохранился один баварско-австрийский танец «шуплаттер», который, по мнению историков, ведет свое происхождение из неолита, т. е. примерно с 3000 г. до н.э.

Танец в древнем мире

Сохранились множество письменных свидетельств о танцах в цивилизациях Египта, Греции и соседних островов а также Рима. Кроме того, можно выделить древний еврейский танец, о котором сегодня также известно уже немало. В Египте практиковались формализованные ритуалы и ритуальные танцы, в которых жрец символизировал бога. Эти танцы, которые были кульминацией церемонии, представляющий смерть и возрождение бога Осириса, становились все более и более сложными, и в конечном итоге их могли исполнять только специально обученные танцоры.

Также из Египта до современных дней дошли самые ранние письменные свидетельства о танцах. В этих записях говорится о классе профессиональных танцоров, которых первоначально «завозили» из Африки, чтобы те развлекали богатых людей в часы досуга, а также выступали на религиозных и погребальных торжествах. Эти танцоры считались весьма ценными «приобретениями», особенно танцоры-карлики, которые стали известны своим мастерством. Один из фараонов после своей смерти был удостоен чести исполнения «танца бога-карлика», а фараон Неферкаре (3е тысячелетие до н.э.) поручил одному из своих приближенных привезти к своему двору «танцующего карлика из Земли Духов».

Сегодня ученые предполагают, что знаменитый танец живота, который сегодня исполняется танцорами из стран Ближнего Востока, на самом деле имеет африканское происхождение. Еще в 4 веке до н.э. в египетском Мемфисе был подробно описан парный танец, чем то похожий на румбу, который имел явно выраженный эротический характер. Египтяне также знали акробатические постановочные танцы, похожие на современные танцы-адажио. Они также выделялись своей чувственностью и привлекали людей изящными движениями скудно одетых танцовщиц. Картина из гробницы шейха Абдуль-Курна (которая в настоящее время выставлена в Британском музее) показывает танцоров, одетых только в браслеты и пояса, что по-видимому было предназначено для повышения их привлекательности.

Вскоре танцы в Египте начали развиваться и становиться более разнообразными и сложными. В дополнение к своим собственным танцевальным храмовым ритуалам и танцорам-пигмеям, которых привозили из верховьев Нила, появились также индусские танцы девушек из завоеванных стран на востоке. Эти новые танцы уже не имели характерных размашистых движений мужчин или жестких, угловатых поз, которые можно встретить на многих египетских каменных рельефах. Их движения были мягкими и плавными, без резких наклонов. Эти азиатские девушки принесли женственный стиль в египетские танцы.

Танец в классической Греции

В греческом танце можно найти множество египетских влияний. Некоторые пришли в Грецию через Критскую культуру, другие через греческих философов, которые ездили учиться в Египет. Философ Платон (примерно 428 - 348 годы до н.э.) был одним таких людей и именно он стал влиятельным теоретиком танца. Согласно его учения, танцы отличались от неловких движений, подобных конвульсиям, тем, что они подчеркивали красоту тела. Танцы египетского культа священного быка Аписа позже обрели свое воплощение в критском танце быка около 1400 г. до н.э. Именно он вдохновил создание танцев в лабиринте, которые, согласно легендам, Тесей привез в Афины по возвращении с освобожденными из лабиринта юношами и девушками.


Другой формой танца, которая возникла на острове Крит и процветала в Греции, был пирриха - танец с оружием. Он практиковался в Спарте в рамках военной подготовки, а также был основанием для утверждения философа Сократа, что лучшим танцором является лучший воин. К другим групповым танцам, которые пришли в Афины из Крита, относятся два танца, посвященные Аполлону, а также танец, в котором обнаженные мальчики имитировали борцовскую схватку. Женские же достоинства подчеркивались величественным и набожным хороводом в честь богов, который исполнялся девушками.

Многочисленные вазы, картины и скульптурные рельефы помогли современным ученым доказать, что в Греции существовал экстатический танец, связанный с культом Диониса. Он исполнялся на празднике «священного безумия» во время осеннего сбора винограда. В своей драме «Вакханки» Еврипид (примерно 480-406 годы до н.э.) описал неистовство греческих женщин, называемых вакханки или менады. В этом танце они неистово кружились и ритмично чеканили шаги, впадая в транс. Такие танцы были проявлением одержимости, что яволялось характеристикой многих примитивных танцев.

Дионисический культ привел к созданию греческой драмы. После женщин в танец вступали мужчины, одетые в маски развратных сатиров. Постепенно жрец, воспевающий жизнь, смерть и возвращение Диониса, то время как его приспешники сразу же изображали его слова танцами и пантомимой, становился настоящим актером. Объем танца медленно расширялся, включая в себя предметы и героев, взятых из гомеровских легенд. Были добавлены также второй актер и хор. В лирических интермедиях между играми, танцоры воссоздавали драматические темы посредством движений, перенятых от более раннего ритуала и Вакхических танцев. В комедиях исполнялся очень популярный «кордакс» - танец в масках, который славился своим распутством. В трагедиях же хор исполнил «еммелейя» - степенный танец, сопровождающийся игрой на флейте.

Эти танцы и пьесы исполнялись опытными любителями. Однако, в конце 5-го века до нашей эры возник особый класс танцоров, акробатов и жонглеров, женщины в котором принадлежали к «хетарай» или куртизанкам. Подобно тому, как это происходило раньше в Угипте, они развлекали гостей на пирах и банкетах. Историк Ксенофонт (примерно 430-355 годыдо н.э.) в своей работе «Симпозиум» рассказывает о похвалах, которые Сократ расточал танцовщице и танцующему мальчику. В другом месте Ксенофонт описывает танец, представляющий объединение легендарной героини Ариадны с Дионисом, что является ранним примером повествовательного танца.

Танец в Древнем Риме

Между этрусками и римлянами наблюдалась значительная разница в их подходе к танцу. Сегодня уже мало что известно об этрусках, которые населяли район к северу от Рима до Флоренции и процветали между VII и V веками до нашей эры. Но благодаря тому, что были найдены их гробницы, на стенах которых были обнаружены многочисленные росписи, стало очевидным, что танец играл важную роль в том, как этруски получали удовольствие от жизни. На этих фресках были найдены картины этрусских женщин, которые исполняли погребальные танцы, выстроившись в цепочки, а также живые, энергичные парные танцы. Все эти танцы исполнялись в общественных местах без масок и имели характер ухаживаний.

У римлян, в отличие от этого, было иное отношение к танцу, которое отражало их трезвый рационализм и реализм. Тем не менее, римляне не полностью ушли от соблазнов танца. До 200 г. до н.э. танцы в Древнем Риме исполнялись только в виде хоровых шествий. В них участвовали целые процессии во главе с первосвященниками салиев, жреческой коллегией жрецов Марса и Квирина, которые ходили по кругу, ритмично ударяя в свои щиты. Танец был важной частью римских фестивалей - во время празднований Луперкалий и Сатурналий исполнялись дикие групповые танцы, которые были предшественниками позднего европейского карнавала.


Позже в Риме стали распространяться греческие и этрусские влияния, хотя римская знать считала людей, которые были замечены в том, что они танцевали, подозрительными, женственными и даже опасными. Один государственный чиновник буквально не поверил своим глазам, когда увидел как десятки дочерей и сыновей уважаемых римских патрициев и граждан вполне наслаждаются досугом в школе танцев. Около 150 г. до н.э. все танцевальные школы были закрыты, но танцы было уже не остановить. И хотя танцы, возможно, были чужды внутренней природе римлян, в последующие годы все чаще начали привозить танцоров и преподавателей танцев из других стран. Государственный деятель и ученый Цицерон (106-43 годы до н.э.) подытожил общее мнение римлян, когда как-то заявил, что никто не танцевал бы до тех пор, пока не сошел бы с ума.

Самой популярной формой танца во время правления императора Августа (63 г. до н.э. - 14 г.н.э.) была бессловесная эффектная пантомима, которая передавала драматические сюжеты с помощью стилизованных жестов. Исполнители, известные как пантомимы, сначала считались переводчиками с иностранного языка, поскольку они приезжали из Греции. Они постоянно совершенствовали свои искусство, а два танцора-мима Батилл и Пилад и вовсе стали настоящими звездными исполнителями во время Августова Рима. Стилизованное выступление танцоров, которые носили маски, соответствующие теме их танца, сопровождалось игрой музыкантов, играющих на флейтах, рожках и ударных инструментах, а также пением хора, который пел о происходящем на сцене между танцевальных эпизодов.

Источник Википедия и 4dancing.ru


Дошедшие до нас памятники искусства и литературы доказывают, что танец в Древнем Египте имел немаловажное значение. В домашнем кругу, в общественном месте, в храме – всегда и везде встречается танец. Почти ни одно празднество, ни одна торжественная религиозная церемония не обходилась без танцев.


В Греции танцевали все – от крестьян до Сократа. Танцы не только входили в число общеобразовательных дисциплин, но им охотно продолжали обучаться и взрослые люди (например, Сократ в уже преклонном возрасте загорелся желанием разучить понравившийся ему танец.










Священные пляски по преданию были перенесены в Грецию из Египта Орфеем. Он увидел их во время храмовых празднеств египтян. Но движения, жесты он подчинил своему ритму, и они стали больше соответствовать характеру и духу греков. Эти пляски исполнялись под звуки лиры, отличались строгой красотой. Праздники, а значит и танцы, часто посвящались разным богам: Дионису, богине Афродите, Афине. Они отражали определенные дни трудового календарного года.


Военные пляски в Древней Греции играли большую роль в воспитании мужества, патриотизма, чувства долга у юношества. Обычно военные, прически, пляски исполняли двое. Существовали также массовые пиррихий, в которых танцевали одни юноши, а иногда вместе с юношами плясали и девушки. Военные пляски воспроизводили бой, различные боевые перестроения, это были сложные хореографические композиции. В руках у танцующих были луки, стрелы, щиты, зажженные факелы, мечи, копья, дротики. В сюжетах героических танцев, как правило, находили отражение мифы и предания о героях.


Ввиду той важной роли, которую играл танец в египетских ритуалах, очевидно существовали особые заведения, где готовили танцовщиц, музыкантш и певиц, имеется даже указание на то, что при храме Амона была своя хореографическая школа, выпускающая жриц- танцовщиц


Богами-покровителями веселья, музыки и танцев у египтян являлись Хатор, Нехемаут и бородатый карликообразный Хатий. Хатий изображался всегда либо приветствующим бога солнца, либо танцующим и играющим на музыкальных инструментах перед ним или перед богиней Хатор.




Как было уже сказано, сценическое искусство — драматическое имеет началом культ
Диониса в Аттике. Сначала дифирамб с хороводом, монологический рассказ героического или комического содержания; затем диалог с мимическим пояснительным действием или игрой- и хороводным танцем, — вот элементы, из которых, как мы знаем, впоследствии сложились трагедия, драма и комедия.

Вначале положение искусства танцев на сцене античного театра было несколько иным, чем у нас.

Исполнялись сначала «оркестриче-ским хором» — непременной частью античного сценического представления, в месте между сценой и зрителями, — называемом «оркестра». Хор не участвовал в действии пьесы, а лишь резюмировал ее положения стихами (строфами), сопровождаемыми движениями: сначала ритмическими маршами, затем уже более сложными движениями, все более похожими на танцы. Марши хора не могли быть быстры, легки: они были величественны и медленны, т. к. котурны были непременной обувью исполнителей и мешали быстрым движениям. В антрактах и между явлениями, по уходе актеров со сцены, хор танцевал под свое пение, причем при строфе не разделялся, а при антистрофе разделялся на две половины. В течение каждого отдельного анапеста делался шаг, нога — поднималась и опускалась, но нет сведений о величине таких шагов. По всей вероятности, шаги небольшие соответствовали торжественному медленному маршу.

Функции движений хора в дальнейшем были двух родов:
Фигуры (сг/г|рага) — важнейшая часть — это мимические акты, наполнявшие паузы между движениями. Изобретение фигур лежало на обязанности «учителяхора» (бдспотобібаахаХхх;), чем славился Фриних, а после Эсхил и Телест, который был так искусен в символике танца, что мог выразить сложнейшие чувства фигурами, и его танцы были иногда понятнее речи.

Танцы — о них дают сведения Поллукс, Аристотель («Поэтика») и Лукиан.
Эммелейя и Хюпорхема исполнялись хором в трагедии. Это были тапцы благородства движений и грации. Эммелейя, перенесенная из жизни на сцену, не утратила своего содержания, т. е. изображала тайны природы, деяния богов и героев. Спартанская гимнопедия была простой разновидностью ее.

Кордакс — излюбленный греками танец — исполнялся в комедии. Происхождение его приписывается сатиру Кордаксу. В нем были головокружительные, быстрые движения игривого, живого характера; в нем допускались циничные вольности, свойственные вообще греческой комедии. О нем упоминает в «Лисистрате» Аристофан, и изображения его есть на вазах Ватиканского музея. Его исполняли одни мужчины. По движениям он сходен с нашим канканом.

Сикиннида — танец сатирической драмы, исполнявшийся под стихи пасторали, обыкновенно изображавшейся после сильной трагедии, и имел значение нашего водевиля. Он в очень быстрых движениях изображал опьянение и любовь.
Вот главные типы сценических танцев, но кроме них было еще множество танцев.
Трагический танец — Танец Леды с округлыми движениями на сюжет мифа Леды.
Затем очень интересен Танец Пифагора, изображавший фигурами и позами тезисы философии Пифагора. Он изобретен одним учеником его.
Танец стариков — согбенных и с посохами.

Комический танец Ниподисмос изящно подражал прыжкам диких коз.
Комические танцы изображали в смешном виде недостатки, привычки и страсти людей и даже богов.

Танец Кибелы . Сатирический танец Кибелы изображал ее в объятиях смеющегося над ее любовью пастуха.

Часто на сцене в танцах изображались в комическом виде лица, популярные и уважаемые в стране.

Правила сценических движений Требования, предъявлявшиеся со стороны пластики к актеру, интересны нам, так как драматический актер часто был и танцором. Требования эти были следующие. Телодвижения на сцене не есть чисто пластическое искусство, это скорее ритмическое искусство, т. е. такое, которое изменяет свои формы в последовательности времени.

Ритмическая красота требовала, чтобы движения частей тела не были разрозненными, но чтобы одновременно принимало участие все тело. Квинтилиан говорит, что грудь и живот не должны выдаваться вперед, что надо избегать ходить большими шагами, избегать жестикулировать правой рукой, если правая нога выставлена вперед. Руки должны выставляться вперед умеренно, и рука обыкновенно не должна подниматься выше линий глаз и опускаться ниже груди. Если жестикулировала правая рука, то в соответствии с ней должна двигаться и левая. Кивать одной головой, не сопровождая движением рук не допускалось. Если мысль сопровождалась правой рукой, то кончиться она должна левой.

Техника танцев хора Сценический хор, вероятно, танцевал без ансамбля, т. е. каждый исполнитель был независим от прочих, что, как мы сказали, было особенностью греческой Оркестики.

Часто сценические танцы были импровизациями.
Трагические массовые танцы в большинстве случаев — хороводы круговые, или в одну, или две линии, комические и сатирические составлялись в две, три и четыре линии или каре. Аксессуарами при сценических танцах были мячи, диски, стрелы и копья.

Со времени Эврипида сольные или небольших ансамблей сценические танцы актеров стали часты. Они были жизненными пантомимами (за что Эсхил, склонный более к условным танцам, упрекал Эврипида в своих «Лягушках», как в некотором кощунстве).

Это, быть может, первое вторжение реальной жизни на сцену, полную условностей. Есть свидетельство, что Софокл после Саламинской победы сам вошел на сцену и, «взяв у танцовщицы Навзикаи маску, плясал вокруг трофеев».

Хоревты . Хоревты, т. е. участники хоров на сцене, были простые граждане — дилетанты, набиравшиеся каждый раз государством или частным устроителем сценических игр. Они обучались поэтом или «учителем хора».

Хор сатиров и силенов одевался в трико телесного цвета с хвостом и в маску с бородой и рогами; остальные хоры одевались в обыкновенные сценические костюмы с характерной маской.

Молитвенные жесты и другие
Так как молитвенные жесты непременно входили в культовые пляски греков, то должно упомянуть и о них.

Свойствами божества обусловливалась как форма молитвы, так и телодвижения, которыми она сопровождалась.

При молитве Олимпийским божествам поднимали обе руки кверху, загнув их слегка назад и повернув ладонями к небу.

При молитве Нептуну руки простирали вперед.
Молитва подземным богам сопровождалась ударами ноги по земле с нагнутым корпусом, причем руки опущены, и ладони держались книзу параллельно земле.
Сидячее положение считалось при молитве признаком печали. Сложенными накрест руками в сидячем положении или, обхватив руками колени, выражалось неутешное горе.

Сценические танцы, как и светские увеселительные, развились еще шире в Риме, который унаследовал культуру от греков во всей ее красоте и в совершенстве ее расцвета.


"Юноши тут и цветущие девы, желанные многим,
Пляшут, в хор круговидный любезно сплетяся руками.
Девы в одежды льняные и легкие, отроки в ризы
Светло одеты, и их чистотой, как елеем, сияют;
Тех - венки из цветов прелестные всех украшают;
Сих - золотые ножи, на ремнях чрез плечо серебристых.
Пляшут они, и ногами искусными то закружатся,
Столь же легко, как в стану колесо под рукою испытной,
Если скудельник его испытует, легко ли кружится;
То разовьются и пляшут рядами, одни за другими.
(Гомер "Илиада", перевод Н.И.Гнедича)

Типы танцев
Танцы древности делились на военные и мирные . Позже пошло деление на театральные танцы , религиозные танцы и прочие элементы обрядов поклонения, военные танцы, танцы на симпозиумах, танцы скорби и т.д. Каждый тип представления - трагедии, комедии, и сатирические пьесы - имели собственные характерные танцы, некоторые спокойные и торжественные, а в некоторых фигурировали непристойные действия с использованием предметов фаллической символики. Следующие танцы цитировались в древних текстах:

Пирриха был наиболее известен среди военных танцев, был частью основного военного образования и в Афинах и в Спарте. Название «пирриха» (Pyrrihic), полагают, происходит от слова «пира», означающего костер, вокруг которого будто бы танцевал Ахилл при похоронах Патрокла.



Рельеф с танцующими воинами.
Мрамор. Римская копия поздней республики с греческого образца классической эпохи.
Inv. No. 321. Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента

Эпилиний был "дионическим" танцем, исполняемый на чанах при давке винограда ногами.

Эмелия первоначально хороводный танец культового предназначения (зачастую у постели умирающего), торжественного, величественного и возвышенного характера, в медленных или размеренных темпах. В отличие от пиррических плясок она исполнялась женщинами и отличалась красотой форм и изяществом пластики. Особенно выразительными были движения рук танцовщиц — сложные по рисунку и экспрессивные по характеру, в то время как ноги и корпус его были сравнительно неподвижны. Возникнув как религиозный танец, впоследствии эммелия вошла в качестве составной части в древнегреческую трагедию.

Кордак был танцем комедии, его танцевали актеры. Движения танца включали разнообразные вращения, прыжки в бешеном темпе. Он, хотя и был связан с содержанием пьесы, все же не являлся простой иллюстрацией действия. Скорее всего, кордак представлял собой вставные комические сцены, своего рода хореографические буффонады. Интересно, что этот танец считался недостойным серьезных мужчин.

Много общего имел с ним танец сатирической драмы — сиккинида (Sikinnis), ориентирующаяся на вкусы простых людей и зачастую представляющая собой пародию на многие стороны общественной жизни,.

Имений был свадебным танцем. Исполнялся невестой, ее матерью и друзьями.Отличался стремительным характером, быстрым темпом и наличием множества поворотов.