Открытый урок по физике посвященный дню космонавтики. Открытый урок "день космонавтики". Звездные избранники кубани

Методическая разработка урока физической культуры для учащихся 4-5 классов

«Космическая эстафета»

урок посвящён дню Космонавтики

Давыдово 2011г.

Цель:

Задачи:

1. образовательные: изучение и повторение в игровой форме терминов и понятий, связанных с космосом;

2. воспитательные: воспитание морально-волевых качеств, дружбы, взаимопомощи, здоровой конкуренции;

3. развивающие: развитие скоростных качеств и ловкости.

Место проведения : спортивный зал

Время урока : 45 минут

Спортивный инвентарь : мячи и ракетки для настольного тенниса, мячи разных размеров

Ход урока:

Построение, организационный момент, сдача рапорта, вводная часть

Рапорт: Экипаж, равнясь, смирно, по порядку номеров рассчитайсь, равнение на середину. Елена Викторовна,экипаж _____ класса в количестве _____ человек для участия в космической эстафете построен. Рапорт сдавал _____________.

Учитель:Здравствуйте, товарищи будущие космонавты!

Ученики: Здравствуйте!

Учитель: К сложным испытаниям готовы?

Ученики: Да

Учитель:А как вы думаете, почему наш урок посвящён космосу?

Учитель: А кто первый полетел в космос?

Ученики: Юрий Гагарин
Учитель: Когда это было?

Учитель: Верно. А вы знаете, для успешного выполнения полетов в космическое пространство пилот, подобно спортсмену-многоборцу, должен развивать у себя и выносливость к длительным напряжениям, и умение быстро восстанавливать силы. Он должен обладать высокой скоростью реакции, сочетать в себе способности спринтера и стайера. Все эти качества достигаются путем систематических занятий. Все эти качества хорошо воспитываются на занятиях велосипедным спортом, лыжами, бегом на средние дистанции, гимнастикой, акробатикой, спортивными играми и альпинизмом.

Для подготовки космонавтов принята определенная система физической тренировки. Она складывается из занятий общей физической подготовки и специальной тренировки.

Разносторонняя общая физическая подготовка и специальная тренировка пилотов обеспечиваются разными средствами и различными методическими приемами. Используются гимнастические упражнения, игры, плавание и прыжки в воду, лыжи, ряд легкоатлетических средств, спортивные игры и упражнения на специальных снарядах - подкидывающей сетке, вращающихся качелях, гимнастическом колесе и других аппаратах.

Итак, мы с вами начинаем с разминки.

Основная часть

Беговая разминка на выносливость: обычный бег в среднем темпе, бег, поднимая колени, бег со сменой направления. Движение шагом, восстановление дыхания. Движение на носках - тянемся к звёздам, движение на пятках, руки в стороны, спина прямая, удерживаем равновесие, заканчиваем движение обычным шагом.

Расчёт на первый-третий, перестроение в три шеренги.

Проведение разминки на месте.

Построение, рассчёт на две команды. Команды готовы, построены к эстафете, выбран капитан.

Учитель задаёт каждой команде по загадке.

Первой команде - До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстраяРАКЕТА, правильно - так называется ваша команда

Второй команде - Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несется среди ярких звезд в пустоте.

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной - КОМЕТА, правильно, это название вашей команды

Учитель: Ребята, а какие вы знаете планеты? Верно. А какой они формы? Верно, у них форма шара. А что в спортивном зале имеет форму шара? Верно, мяч.

А как вы думаете, какая из планет самая маленькая?

(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Как видно на рисунке - это ПЛУТОН.

Нашу космическую эстафету мы тоже начнем с самых маленьких мячей для настольного тенниса.

1 этап соревнований с ракетками и мячами для настольного тенниса

- нестимяч на ракетке, удерживая равновесие, обойти флажок и вернуться также;

- набивать теннисный мяч в движении, обойти флажок, вернуться также

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звезд калейдоскоп

Астрономы в … ТЕЛЕСКОП

Ночью в темном небе звезды.

Знает все наперечет

Звезды в небе … ЗВЕЗДОЧЁТ

Молодцы, а сейчас посмотрите, какие следующие по величине планеты, чуть больше Плутона?

Ученики: Меркурий и Марс

Учитель: Верно и для следующего этапа мы берём мячи побольше

2 этап соревнованийс мячамидля большого тенниса

- капитан встаёт напротивкоманды на расстоянии 5 метров, участники команды перекатывают по полу мяч участнику напротив и перебегают на его сторону, получается круговорот. На начало игры мяч в руках второго игрока команды.

- Добежать с мячом до черты, попасть в круг нарисованный на стене, поймать мяч, вернуться назад.

Объявление победителей этого этапа.

Учитель загадывает по одной загадке каждой команде:

Астроном - он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная … ЛУНА

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: "астронавт",
А по-русски … КОСМОНАВТ

Молодцы, а сейчас посмотрите, какие следующие по величине планеты, чуть больше Меркурия и Марса

Ученики: Венера и Земля

Учитель: Верно и мы берём с вамимячи побольше

3 этап соревнований с волейбольными мячами

- вся команда поднимает руки вверх и передаёт мяч от первого игрока к последнему, после чего последний перебегает вперёд и игра продолжается.

- вся команда наклоняется вперёд, опускаетруки вниз и передаёт мяч от первого игрока к последнему, после чего последний перебегает вперёд и игра продолжается.

Объявление победителей этого этапа.

Учитель загадывает по одной загадке каждой команде:

Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете -
На орбите как назло
Появилось … НЛО

НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый … ГУМАНОИД

Правильно, итак, какие планеты больше, чем Земля и Венера, но не самые большие?

Верно, Уран и Нептун, выбираем мячи побольше.

4 этап соревнований с футбольными мячами

- ведя футбольный мяч, обойти фишки и вернуться;

- доведя мяч до черты, постараться забить гол в пустые ворота

Объявление победителей этого этапа.

Учитель загадывает по одной загадке каждой команде:

Осколок от планеты

Средь звезд несется где-то.

Он много лет летит-летит,

Космический … МЕТЕОРИТ

Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлет всем подряд.

Как одинокий таинственный путник,

Летит по орбите искусственный … СПУТНИК

Молодцы, а сейчас назовите мне планеты -гиганты

Верно, Юпитер и Сатурн и мы берём самые большие мячи

5 этап соревнований с баскетбольными мячами

- ведя мяч одной рукой, дойти до черты, броском от груди ударить мяч об стену и вернутьсяс ведением мяча;

- ведя мяч одной рукой, дойти до черты, забросить мяч в корзину (обязательно попасть) и вернутьсяс ведением мяча;

Заключительная часть

Молодцы. На этом наша «Космическая эстафета» подошла к концу. Подведение итогов.

Общее построение в одну шеренгу.

Итак, мы сегодня многое повторили, узнали что-то новое, хорошо посоревновались, а сейчас, чтобы закрепить знания, я предлагаю блиц-опрос:

- Кто был первым космонавтом?

- Кого первого запустили в космос?

- Как зовут первую женщину-космонавта?Валентина Терешкова

- Кто первый вышел в открытый космос?Космонавт Леонов

- Сколько планет в солнечной системе? 9

- Какая планета с/с самая маленькая?Плутон

- Какая планета с/с самая большая?Юпитер

МОЛОДЦЫ.

Урок окончен.

До свидания.

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …
Астроном - он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: "астронавт",
А по-русски …
Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете -
На орбите как назло
Появилось …
НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый …
Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость…
Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам - тепло, хвосты - …
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора -
Это черная …
В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный …
Звездолет - стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные …
А галактики летят
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная
Эта вся вселенная!


1. Самый первый в космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень,

Наш космонавт...

(Гагарин)

2. На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на...

3. Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звезд калейдоскоп

Астрономы в...

Ночью в темном небе звезды.

Знает все наперечет

Звезды в небе...

(звездочет)

5. Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несется среди ярких звезд в пустоте.

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной - ...

6. Осколок от планеты

Средь звезд несется где-то.

Он много лет летит-летит,

Космический...

(метеорит)

7. Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлет всем подряд.

Как одинокий таинственный путник,

Летит по орбите искусственный...

(спутник)

8. Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам...

9. Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется...

10. Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут Вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты.


К.Э. Циолковский родился 5 (17) сен- тября 1857 г. в селе Ижевском Рязанской губернии в семье бедного лесничего Эдуарда Игнатьевича Циолковского, где был одним из 13 дет- ей. Он рос смышлё- ным, любознатель- ным и впечатлитель- ным ребёнком. Уже в эти годы формиро- вался характер будущего учёного – самостоятельный, настойчивый и целеустремлённый.


В 10-летнем возрасте его постигло большое несчастье – заболел скарлатиной и в ре- зультате осложнения почти полностью потерял слух. В обычной школе он учиться не смог,поэто- му занимался самооб- разованием: сначала дома, а потом, когда ему было 16 лет, отец решил отправить его в Москву, где юноша три года самостоятельно занимался в библио- теке Румянцевского музея.









Здесь он пишет свои труды, производит опыты по аэродина- мике, создаёт проек- ты самолета и дири- жабля. Идея созда- ния ракетного двига- теля, работающего на жидком топливе, также принадлежит Циолковскому. Поражает многогранность научного творчества Циолковского. Он работает над проблемами солнечной и приливной энергетики, проектом подводного аппарата для изучения океанских глубин и транспорта на «воздушной подушке».


«Основной мотив моей жизни – сделать что- нибудь полезное для людей, не прожить да- ром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперёд. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы. Но я надеюсь, что мои работы, может быть скоро, а может быть в отдалённом будущем, дадут обществу горы хлеба и бездну могущества». К. Э. Циолковский


Задача 1. В фантастической повести «Вне Земли», написанной Циолковским в 1896 году, есть такие строки: «…Сейчас на своей ракете мы летим вокруг Земли на расстоянии 1000 км, делая полный оборот в 100 минут…». Подтвердите расчётами, что корабль, находясь на этой высоте, движется с указанным периодом.


Задача 2. В своём произведении «На Луне» учёный описывает разговор героев книги, попавших на Луну: «Смотри! Двенадцатифунтовая гиря оказывается в 2 фунта.» Определите, каково ускорение свободного падения и средняя плотность Луны, используя измерения героев Циолковского и современные сведения о массе и радиусе Луны.


Задача 3. «Солнце было ослепительно… Закрыв глаза от Солнца и блиставших отражённым светом окрестностей, можно было видеть звёзды и планеты… Ни те, ни другие не мерцали, что делало их похожими на вбитые в чёрный свод гвозди с серебряными головками». Почему звёзды и планеты на Луне не мерцают?




К.Э.Циолковский очень любил Заго- родный парк. Летом, в хорошую погоду, он бывал в нём чуть ли не ежедневно: или катался на велосипеде по боковым аллеям, или сидел на лавочке на центральной площадке, или любовался закатом солнца с откоса горы, на которой стоит парк.








Эти слова великого русского учёного начертаны на памятни- ке, установленном в 1958 году на площади Мира в ознаменование 100-летия со дня рожде- ния К. Э. Циолковского (скульптор А. Файдыш- Крандиевский, архитек- торы М. Барщ, А. Кол- чин). В небо устремле- на своим остриём мно- гометровая ракета, готовая к старту. Внизу у ракеты установлена скульптура учёного.








При въезде в город гостей встречает художественно- архитектурный комплекс в честь 600-летия г. Калуги (скульптор Л.Е. Кербель). У входа на парадную лестницу комплекса установлен огромный куб из красного гранита, на котором высечен портрет К. Э. Циолковского.




Здесь Циолковский жил. Землёю этой Засыпан он. Восходит лунный диск. И на него космической ракетой Пророчески нацелен обелиск. А он не думал вечно спать в могиле. Считал он: «Космос нужен для того, Чтоб дружным роем люди в нём кружили, Которые бессмертье заслужили, – Ведь воскресят их всех до одного!» Он был великим. Он был гениальным. Он путь открыл в те звёздные края… В. Д. Берестов



«АРТ - дизайн космического пространства». Конспект внеурочного занятия с презентацией. День космонавтики, 4 клас

Автор: Багрова Елена Викторовна, воспитатель ГПД I категории, учитель начальных классов I категории, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г.Кашира, Московская область.
Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия внеурочной деятельности по рисованию в 4 классе. Занятие составлено в соответствии с требованиями ФГОС. Данный материал будет полезен учителям начальной школы, реализующим ФГОС, а также учителям изо. Это конспект занятия направленного на развитие творческих способностей детей.
Цели занятия:
Образовательные:
- развитие воображения и творчества;
- выявление роли цвета в передаче композиции;
- композиционное размещение изображения на листе бумаги; закрепление навыков работы кистью
Развивающие:
- развитие внимания, фантазии на основе реальности, наблюдательности и активного внимания, зрительной памяти, аккуратности.
Воспитательные:
- воспитание уважения к людям, которые осваивают космические просторы; гордости за свой народ, свою Страну, открывшей всему миру путь в космос.
Задачи:
1. Дать представление о множественности приемов изображения художественными средствами космического пространства.
2. Активизировать словарный запас учащихся: планеты, космический полет, космос, Вселенная, Солнечная система, атмосфера.
3. Создать условия, активизирующие творческое воображение детей.
4. Поощрять свободный выбор учащимися художественно-графических приемов.
Тип занятия: самостоятельная работа в группах.

План занятия:
1. Организационная часть.
2. Объяснение нового материала.
3. Самостоятельная работа в группах.
4. Подведение итогов. Выставка работ.
Ход занятия
1. Орг. момент
– Приветствие.
– Организации рабочего места.
– Создание дружеской, рабочей атмосферы.
Инструменты и материалы, необходимые для работы над проектом:


2. Создание проблемной ситуации:
Учитель:
Сегодня ребята нам предстоит совершить увлекательное путешествие! А вот в какую неведомую страну, хотите, верьте, хотите не верьте, я и сама пока еще не знаю. Вы мне поможете узнать место нашего путешествия, если отгадаете загадки.
Учитель задает загадки, вовлекает детей в беседу:
1. Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый
Кружевной и синий-синий! (Небо)
2. Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня… (хором – луной)
3. Чудо-птица, алый хвост,
Полетела в стаю звезд. (Хором – ракета)
– Может быть, кто-то из вас уже догадался, в какое путешествие нам предстоит отправиться?
Дети высказывают свои мнения.
– Ну, конечно же, – в космическое путешествие!
Ребята дружно читают название темы урока – «Космическое путешествие», а именно, вам предстоит выполнить «Космический АРТ - дизайн». Посмотрите, на ваших столах лежат старые пластинки, но мы не сможем их послушать, стоят чашки и блюдца, на мы не станем пить из них чай, есть даже фен, но мы не будем сушить голову. Для чего же нам понадобятся сегодня все эти предметы?
Знакомство с новым понятием:
Арт-дизайн - одна из линий развития современного дизайна.
Отличительными чертами нового направления стали:

- неожиданные комбинации цвета и света;
- использование разностилья;
- смешение стилей в одном объекте;
- использование нестандартных образов;
- использование нестандартных материалов;
3. Работа с иллюстрациями. Беседа-рассуждение - анализ
Учитель демонстрирует слайды с изображением различных планет, во время которых происходит беседа-рассуждение - анализ.


Учитель:
Обратите внимание, какие в космосе интересные по цвету планеты. Какие они разные и ни одна из них не похожа друг на друга.
Учащиеся делятся своими впечатлениями от просмотра репродукций.
4. Работа по теме занятия. Блиц – опрос:
Учитель:
- А как называют людей, которые осваивают, изучают космос?
Дети: Космонавтами!
Учитель: Кто из вас знает, как зовут человека, который впервые в мире совершил космический полет?
Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.
Вопрос сопровождается демонстрацией анимированного слайда с изображением космонавтов и первого в мире космонавта – Юрия Гагарина.


- Ответьте на вопросы викторины:


Физкультминутка


Раз, два, три, четыре!
Мы на месте походили,
А теперь мы в космос, дети,
Улетаем на ракете.
На носочки поднялись,
Быстро, быстро, руки вниз,
Раз, два, три, четыре!
Вот летит ракета ввысь!
А внизу леса, поля –
Расстилается земля.
Раз, два, три, четыре!
Мы ракету посадили!

10. Практическая работа. Закрепление знаний.
Учитель:
- Сегодня мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах :
- не ссориться;
- не кричать;
- выслушать мнение товарища;
- каждый отвечает за свой объект работы;
- если товарищу нужна помощь – помоги;
А теперь я предлагаю приступить вам к работе!
Последовательность работы.


1. Продумываем детали выполнения проекта.
2. Располагаем детали на ватмане.


3. Выбираем цвета и «формируем» с помощью губок и кистей космическое пространство (нанося гуашь на лист ватмана).


4. Для того, чтобы ускорить процесс выполнения работы, с помощью фена слегка высушиваем краски.


5. Когда «космическое пространство» готово, начинаем АРТ- дизайн:
- с помощью клея ПВА (брызгаем кисточкой) наносим кометы:
- набираем на зубную щетку белую гуашь и с помощью стека разбрызгиваем «звездную пыль»;


- подбираем картинки, наклеиваем на клей – карандаш;
- украшаем звездами (по выбору учащихся)


11. Эстетическая оценка работ


12. Итоговая рефлексия
Учитель:
- Наше космическое путешествие завершается, и сейчас нам предстоит вернуться на Землю.
Все без исключения экипажи кораблей справились с поставленной перед собой творческой задачей. АРТ- проект у всех получился интересный, сказочный, необычный, яркий, на самом деле - КОСМИЧЕСКИМ!
И, чтобы проверить, как вы усвоили материал, предлагаю разгадать небольшой кроссворд .


В заключении ребята читают стихи «Марш авиаторов», слова П.Д. Германа
1 группа (хором):
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца - пламенный мотор.
Всё выше, выше и выше

И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ.
2 группа (хором):
Бросая ввысь свой аппарат послушный
Или творя невиданный полёт,
Мы сознаём, как крепнет флот воздушный,
Наш первый в мире пролетарский флот!
Всё выше, выше и выше
Стремим мы полёт наших птиц,
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ.
3 группа (хором):
Наш острый взгляд пронзает каждый атом,
Наш каждый нерв решимостью одет;
И, верьте нам, на всякий ультиматум
Воздушный флот сумеет дать ответ!
Всё выше, выше и выше
Стремим мы полёт наших птиц,
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ.


До новых встреч, друзья! Желаю Вам так же успешно покорить и другие пространства!

КОНСПЕКТ урока (классного часа)
Подготовила: Кашинская В.И., заместитель директора по УВР МАОУ
Барыбинская СОШ
 Класс: 1


Форма проведения: классный час (путешествие)
Тема: «День космонавтики»
 Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления
учащихся с понятиями: космос, космонавт, космонавтика, праздником
День космонавтики; способствовать обогащению знаний учащихся об
истории празднования Дня космонавтики, развитию связной речи,
умение составлять картинку по разрезанным фрагментам.
Планируемые результаты образования:
 Предметные: научиться объяснять понятия: космос, космонавт,
космонавтика, анализировать иллюстрации, сопоставлять их со
словесным описанием в тексте, мысленно реконструировать первый
полёт человека в космос по картинкам и презентации;
 Метапредметные:
- регулятивные: целеполагание – ставить новые учебные задачи в
сотрудничестве с учителем; прогнозирование - предвосхищать результат;
оценка – устанавливать соответствие полученного результата поставленноё
цели.
- познавательные: знать понятия: космос, космонавт, космонавтика,
анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в
тексте, реконструировать первый полет человека в космос по картинкам,
презентации.
- коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться
о распределении ролей в совместной деятельности.
 Личностные: самоопределение – осознают гражданскую
принадлежность в форме сознания «Я», как гражданина России,
проявляют чувство гордости и уважения к своему народу, истории.

с ФГОС НОО: компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с
презентацией «Первая женщина вселенной», портреты космонавтов,
загадки про космос,
 Приложения к уроку:
1. Мультимедийная презентация

2. Опорная карточка для учащихся
ОПОРНАЯ КАРТОЧКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Обсудите в группе, что означает слово «космос», «космонавт»,
2космонавтика». Запишите значение этих слов
Космос-это_________________________________________________________
Космонавт-это______________________________________________________
Космонавтика-это___________________________________________________
2. Заполните «бортовой журнал».
а) Занесите имеющиеся знания в первую колонку таблицы и заполните 2- ую
колонку.
б) В конце урока обсудите в группе, что нового вы узнали и заполните третью
колонку таблицы.
Что знаете?
Что хочется узнать?
Что нового узнали?
3. Оцените свое настроение.
 Структура (план) классного часа:
1. Организационный момент.
2. Актуализация

4. Постановка учебной задачи.
5. «Открытие» новых знаний.
Физминутка.
6. Первичное закрепление.
7. Самостоятельная работа.

8. Итог классного часа.
9. Рефлексия.
Ход классного часа:
Содержание и основная деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный момент.
- Громко прозвенел звонок, начинается урок.
Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?!
- Пожелайте друг другу удачи..
2. Актуализация.
Учитель.
Ребята, у нас сегодня необычный классный час. Мы отправимся в далёкое
путешествие. Но для начала вы должны определить тему нашего
путешествия. Для этого отгадайте загадки:
1. Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд. (Ракета)
2. Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)
Учитель.
- Молодцы! Так куда же мы сегодня отправляемся? Какова тема нашего
классного часа? Ребята называют тему урока «Космос»
3. Введение в тему классного часа.
- Открою вам секрет! Мы не просто так, именно сегодня отправляемся в
космическое пространство. Как вы думаете, с чем связан наш полет?

Дети высказывают свои предположения (п/о - Потому что приближается
праздник «День Космонавтики»)
Демонстрация СЛАЙДА № 1
4. Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие и постараемся узнать, как люди
стали осваивать космическое пространство, и почему именно 12 апреля мы
отмечаем День космонавтики. Поскольку мы будем путешественниками нам
нужно разделиться на два экипажа (группы) и заполнить «бортовой журнал»
(опорная карточка).
Занесем имеющиеся знания в первую колонку таблицы. Во второй колонке
запишите, что вы хотите нового узнать.
Что знаем?
Что хочется узнать?
Что нового узнали?
/Проводится обсуждение первой колонки таблицы./
Класс делится на две группы «Ракета», «Корабль». Им дается опорная
карточка. Задание № 2 (а) выполняют сейчас. В ходе проведения урока во
время остановок дети в группах заполняют третью колонку.
5. Изучение нового материала.
- Итак, отправляемся в наше путешествие! Первая планета «История
космонавтики». Таинственный блеск звезд и бездонная глубина неба всегда
манили к себе людей. Они давно пытались покорить небо. Знаете ли вы
легенду о Дедале и его сыне Икаре? Икар со своим отцом жил на острове,
который принадлежал очень жестокому царю, от него нельзя было убеждать
ни по суше, ни по морю, единственный путь спасения – небо. Но как?
Дедал придумал очень интересное и удобное приспособление – крылья. Он
собрал перья птиц и скрепил их воском. Отец и сын прикрепили крылья к
спине и взлетели в небо. Перед полётом Дедал предупредил сына о том, что
нельзя высоко взлетать в небо, так как солнце растопит воск, которым
скреплены крылья. Они разлетятся – и он погибнет. Но Икар был настолько
заворожен зрелищем, что забыл о наставлениях отца и взлетел слишком
высоко. Солнце растопило воск, перья разлетелись, и Икар с огромной высоты
упал в море. Такая вот грустная история.
Но люди на этом не остановились. Следующим шагом было изготовление
шара с корзиной для пассажиров. В корзину ставили еще жаровню с горячими
углями. Шар постоянно наполнялся горячим дымом. Но такой шар летел
недолго и низко. Шар стали наполнять газом, он мог лететь долго, но был
большим и неуклюжим. Летел в ту сторону, в которую дул ветер. Потом был
создан дирижабль, а затем самолёт. Наука не стояла на месте.
- Первыми ракетами были ракеты- спутники. Но спутники не могли ответить
на вопрос: а можно ли жить в космосе? Об этом я расскажу вам позже. А

сейчас каждая группа заполнит 3- ю колонку «бортового журнала», если вы
узнали что – то новое.
Учитель:
- А теперь мы отправляемся на другую планету, где нас ждет конкурс.
(Показывается рисунок с изображением ракеты. У групп конверты в которых
такие же ракеты, только разрезанные. Задача групп – как можно быстрее
собрать рисунки.)
Учащиеся в группах собирают рисунок ракеты.
- Молодцы! Вы отлично справились со своей задачей. Не забудьте заполнить
«бортовой журнал».
Учитель:
- Продолжим наше путешествие. Нас ждет новая планета: «Ученые
Российской космонавтики». И с интересным событием этой планеты нас
познакомит ваш одноклассник.
Сообщение. «Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать
Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех
гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-
черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом
неба со множеством сверкающих звезд. С тех пор прошло несколько тысяч
лет. На нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они
построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля
– шар. А астрономы доказали, что Земля вращается вокруг Солнца, делая
один оборот за год, а вокруг своей оси за 24 часа.
А небо загадочное и неизведанное продолжало манить взоры людей.
(СЛАЙД №2

)
Описание слайда:
- основоположник космонавтики; учитель из Калуги, хорошо знавший физику,
математику, химию, астрономию, механику; является автором проектов
дирижаблей. Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935)
Русский ученый Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935) - учитель
из Калуги, хорошо знавший физику, математику, химию, астрономию,
механику - основоположник космонавтики. Он является автором проектов
дирижаблей. Он предсказал, что в космосе возникает состояние невесомости
– состояние, при котором человек и окружающие его предметы теряют вес. Он
был уверен, что к этому состоянию можно приспособиться.
(СЛАЙД № 3

)
Описание слайда:

В космосе побывали 9 собак из них: собаки Лайка, Белка и Стрелка белые
мыши и крысы и другие животные. Все они вернулись целыми и невредимыми.
Животные, побывавшие в космосе
Чтобы в этом убедиться для полета в космос стали готовить собак. В космосе
побывали: собаки Лайка, Белка, Стрелка, Чернушка, Звездочка, белые мыши и
крысы. Все они вернулись целыми и невредимыми. Этим ученые доказали, что
живые существа могут жить в космосе.
Но ответить на вопрос, как они себя там чувствуют, мог только человек. Кто
же первым должен лететь в космос: врач, моряк, инженер или летчик? Ближе
всех к этой мечте оказались летчики – истребители. Они летают на большой
высоте, в скафандрах, знают, что такое перегрузка, невесомость, умеют
прыгать с парашютом.
(СЛАЙД № 4)
Описание слайда:
изобретатель первых советских космических кораблей, - российский ученый и
конструктор; - под его руководством были созданы: баллистические и
геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые
космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический
полет человека и выход человека в космос. Сергей Павлович Королев (1906
-1966)
Изобретатель первых советских космических кораблей Сергей Павлович
Королев (1906 -1966) - российский ученый и конструктор. Под его
руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые
искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых
впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека
в космос.»
Учитель:
- Итак, заносим в «бортовой журнал» новые сведения, полученные вами.
Ребята записывают, о том, что нового узнали.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учащиеся выполняют разминку,
Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим –
На такую полетим!
Но и игре один секрет:

Опоздавшим места нет!
(Проводится гимнастика для глаз)
Учитель:
- Вот мы постепенно, узнавая что-то новое, приближаемся к самой главной
планете «Человек в космосе». Послушайте стихотворение В. Степанова «Юрий
Гагарин»
(СЛАЙД №5)
В космической ракете с названием «Восток»
Он первым на планете подняться к звездам смог.
Поёт об этом песни весенняя капель:
Навеки будут вместе Гагарин и апрель.
(СЛАЙД № 6) Вот 12 апреля 1961 года…
Старт! Огромная вспышка ослепляет. Лавина огня вырывается из-под ракеты,
отразившись от бетона, клубами заволакивает ее. Яростный гул. В 6 часов 7
минут с космодрома Байконур со стартовой площадки ракета-носитель
«Восток-К72К» вывела на околоземную орбиту советский космический
корабль «Восток». Космический корабль пилотировал Юрий Гагарин
(позывной первого космонавта Земли – «Кедр»). Впервые в мире человек
поднялся в космос. Полет продолжался 1 час 48 минут. Юрий Алексеевич
совершил один оборот вокруг Земли.
Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами
и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия».
Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к
звездам.
Учащиеся рассматривают репродукции картин, портрет Ю.А. Гагарина.
Кем же был Гагарин? Юрий Алексеевич Гагарин родился в семье колхозника в
Смоленской области. Он с отличием закончил ремесленное училище, школу
рабочей молодежи. С отличием закончил индустриальный техникум и
аэроклуб в Саратове, поступил в 1-е Чкаловское авиационное училище
лётчиков. После его окончания служил военным летчиком.
12 апреля 1961 г. гражданин СССР майор авиации Юрий Алексеевич Гагарин
совершил первый в мире орбитальный облет Земли, открыв эпоху
пилотируемых космических полетов.
После полета в космос Гагарин совершенствовал своё мастерство и обучал
других космонавтов. Он трагически погиб в авиационной катастрофе при
выполнении тренировочного полета на самолете.
После Юрия Гагарина в космосе побывало уже около 500 землян.
В ряду десятилетий каждый год

Мы метим новыми космическими вехами.
Но помним: к звездам начался поход
С гагаринского русского «Поехали!»
- Пройдут годы, десятилетия, века, люди забудут даты войн и революций, но
этот день 12 апреля будут помнить всегда. Ведь именно с этого дня – 12
апреля 1961 года - человек начал освоение космоса. Неслучайно по решению
Международной авиационной федерации (ФАИ) 12 апреля отмечается
Всемирный день авиации и космонавтики. В России мы отмечаем День
космонавтики в ознаменование первого полета человека в космос. Я думаю,
что этот день 12 апреля останется красной праздничной датой на все
грядущие века.
- А ещё я хочу обратить ваше внимание на то, что наряду с мужчинами
далекие таинственные космические просторы покоряли женщины.
(СЛАЙД № 7)
Описание слайда:
Женщина - космонавт 16-19 июня 1963 года – первый в мире полет в космос
женщины осуществила Валентина Владимировна Терешкова на космическом
корабле «Восток-6
(СЛАЙД № 8) Описание слайда:
Вот он таинственный космос!
6. Самостоятельная работа
Учитель.
- А сейчас прочитайте слова, записанные на доске. Как вы их понимаете?
Работа в группах. Каждая группа обсуждает и предлагает значение слов:
космос, космонавт, космонавтика.
Космос – околоземное пространство, Вселенная.
Космонавт – человек, проводящий исследования в составе экипажа
космического корабля.
Космонавтика – совокупность отраслей науки и техники для исследования и
освоения космоса, внеземных объектов для нужд человечества с
использованием космических аппаратов.
7. Подведение итогов классного часа.
- Что нового вы узнали о празднике День космонавтики и освоении космоса?
Запишем это в правой колонке таблицы нашего «бортового журнала».
Ребята записывают, о том, чему научились.

На все ли ваши вопросы вы смогли узнать ответы?
8. Рефлексия
- На опорных карточках изобразите схематически свое настроение: если было
интересно, нарисуйте солнышко, если путешествие не понравился – дождик.
Мне очень понравилось, как вы работали сегодня. Большое вам спасибо.
Список используемой литературы
«Поурочное планирование. Начальная школа. Окружающий мир 1 класс» Т.В.
Бут, Н.В. Лободина
Внеклассная работа в школе «Дни наук в начальной школе» Г.И. Василенко.
http://www.cosmomuseum.ru Мемориальный музей космонавтики;
http://vsm.host.ru/r_photos.htm Виртуальный музей космонавтики;
«Энциклопедический словарь Юный техник», Москва, «Просвещание», 2001 г.

Цель: Мот ировать у учащихся знания о становлении космонавтики, о первых полетах в космос;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа-презентация ко Дню космонавтики "Утро космической эры"

Цель:

Формировать у учащихся знания о становлении космонавтики, о первых полетах в космос;

Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию суворовцев.

(Слайд 1)

После того как человек изобрел самолет и завоевал небо, людям захотелось подняться еще выше.

Одним из первых о полете в космос задумался русский ученый Константин Эдуардович Циолковский (Слайд 2).

Судьба и жизнь Циолковского необычны и интересны.

Первая половина детства у Кости Циолковского была обычной, как у всех детей. Уже находясь в преклонном возрасте, Константин Эдуардович вспоминал, как ему нравилось лазить по деревьям, забираться на крыши домов, прыгать с большой высоты, чтобы испытать чувство свободного падения. Второе детство началось, когда заболев скарлатиной, почти полностью потерял слух. Глухота причиняла мальчику не только бытовые неудобства и моральные страдания. Она грозила замедлить его физическое и умственное развитие.

Костю постигло еще одно горе: умерла его мать. В семье остались отец, младший брат и неграмотная тетка. Мальчик остался предоставленным сам себе.

Лишенный из-за болезни многих радостей и впечатлений, Костя много читает, постоянно осмысливая прочитанное. Он изобретает то, что изобретено давно. Но - изобретает сам. К примеру, токарный станок. Во дворе дома крутятся на ветру построенные им ветряные мельницы, бегают против ветра парусные тележки-самоходы.

Он мечтает о космических путешествиях. Запоем читает книги по физике, химии, астрономии, математике. Понимая, что его способного, но глухого сына не примут ни в одно учебное заведение, отец решает отправить шестнадцатилетнего Костю в Москву для самообразования. Костя в Москве снимает угол и с утра до вечера сидит в бесплатных библиотеках. Отец ежемесячно присылает ему 15 - 20 рублей, Костя же, питаясь черным хлебом и запивая его чаем, тратит в месяц на еду 90 копеек! На остальные деньги покупает реторты, книги, реактивы. Последующие годы также были нелегкими. Он много натерпелся от чиновничьего равнодушия к его трудам и проектам. Болел, падал духом, но вновь собирался, производил расчеты, писал книги.

Теперь мы уже знаем, что Константин Эдуардович Циолковский - гордость России, один из отцов космонавтики, великий ученый. И с удивлением многие из нас узнают, что великий ученый не учился в школе, не имел никаких научных степеней, последние годы жил в Калуге в обыкновенном деревянном доме и уже ничего не слыша, но во всем мире теперь признан гением тот, кто первым начертал для человечества путь к иным мирам и звездам:

Идеи Циолковского были развиты Фридрихом Артуровичем Цандером (Слайд 3) и Юрием Васильевичем Кондратюком. (Слайд 4)

Все самые заветные мечты основоположников космонавтики воплотил Сергей Павлович Королев. (Слайд 5)

4 октября 1957 года стал знаменательной датой. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. (Слайд 6) Началась космическая эра. Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был невелик - диаметром 58 см, весом - 83,6 кг. Аппарат имел двухметровые усы-антенны, а внутри размещались два радиопередатчика. Скорость спутника составляла 28800 км/ч. За полтора часа спутник облетел весь земной шар, а за сутки полета совершил 15 оборотов. Сейчас на земной орбите находится множество спутников. Одни используются для телерадиосвязи, другие являются научными лабораториями.

Перед учеными стояла задача - вывести на орбиту живое существо.

И дорогу в космос для человека проложили собаки. Испытания на животных начались еще в 1949 году. Первых "космонавтов" набирали в: подворотнях - первый отряд собак. Всего отловили 32 собачек. (Слайд 7)

Собак в подопытные решили взять, т.к. ученые знали, как они себя ведут, понимали особенности строения организма. Кроме того, собаки не капризны, их легко тренировать. А дворняг выбрали потому, что медики считали: они с первого дня вынуждены бороться за выживание, к тому же неприхотливы и очень быстро привыкают к персоналу. Собаки должны были соответствовать заданным стандартам: не тяжелее 6 килограммов и ростом не выше 35 см. Помня, что собакам придется "красоваться" на страницах газет, отбирали "объекты" покрасивее, постройнее и с умными мордашками. (Слайд 8) Их тренировали на вибростенде, центрифуге, в барокамере: Для космического путешествия была изготовлена герметическая кабина, которая крепилась в носовой части ракеты.

Первый собачий старт состоялся 22 июля 1951 года - дворняги Дезик и Цыган выдержали его успешно! Цыган и Дезик поднялись на 110 км, потом кабина с ними свободно падала до высоты 7 км. На этой отметке раскрылся парашют, и оба "космонавта" благополучно приземлились. В тот день и была решена судьба пилотируемой космонавтки - живые существа могут летать на ракетах! Больше всех радовался Королев (Слайд 9) Он гладил животных, угощал их колбасой, потом посадил в свою машину и повез "домой" - в вольер, где те жили. Увы, второй запуск закончился неудачей: во время второго испытания Дезик и его напарница Лиса погибли - не раскрылся парашют. За весь периода экспериментов - вплоть до весны 1961 года было запущено 29 ракет с животными. При этом погибло 10 собак. Собаки гибли от разгерметизации кабины, парашютной системы, неполадок в системе жизнеобеспечения.

Но бывали и курьезные случаи. Как-то вечером, накануне полета, лаборант вывел дворняг, которые должны были лететь, на прогулку. Один из псов, Смелый, уже побывал в космосе. Только лаборант отстегнул поводок, Смелый убежал - видимо, почувствовал, что опять предстоит полет. Как его не подманивали, назад не шел. И тогда вместо Смелого в полет отправили подходящую по размерам дворнягу, вымыли, выстригли шерсть в местах, где нужно наложить датчики, одели в комбинезончик: (Слайд 10) Запуск прошел нормально, животные вернулись живыми и здоровыми. Но Королев сразу обнаружил подмену. Пришлось рассказать, что произошло накануне. Тут лаборант сообщил, что хитрюга Смелый вернулся и преспокойно спит на своем месте.

С 1952 года стали отрабатывать полеты животных в скафандрах. Скафандр изготовили из прорезиненной ткани в виде мешка с двумя глухими рукавами для передних лап. К нему крепился съемный шлем из прозрачного плексигласа. Кроме того, разработали катапультную тележку, на которой и размещался лоток с собакой, а также аппаратура. (Слайд 10) Эта конструкция на большой высоте отстреливалась из падающей кабины и спускалась на парашюте.

В начале 1956 года была поставлена новая задача: готовить 30-суточный полет двух собак. Проблем было много: создать новую герметичную кабину, разработать систему регенерации воздуха, придумать питательную смесь и автоматическое устройство для регулярного кормления четвероногих космонавтов, разработать "космический туалет" для собак. Для кормления был создан особый автомат-конвейер. Раз в сутки из-под лотка, в котором лежала собака, выдвигалась на ленте новая коробка, наполненная тестообразной смесью, - это были и еда, и питье.

После того, как на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли, Главный Конструктор решил отправить на втором спутнике собаку. Второй советский спутник был запущен 3 ноября 1957 года. (Слайд 11) Он нес на своем борту научную аппаратуру и маленький островок жизни - герметическая кабина с собакой. (Слайд 12) Было ясно, что собака на Землю не вернется: спускаемого аппарата на корабле не было. Из трех кандидаток - их звали Альбина, Лайка и Муха - выбрали спокойную и ласковую Лайку. Было рассчитано, что собака проживет на борту неделю. Именно на этот срок и были предусмотрены запасы пищи и кислорода. А чтобы животное не мучилось после того, как воздух закончится, конструкторы придумали шприц, с помощью которого будет сделан усыпляющий укол. Но в невесомости собак прожила всего несколько часов, корабль сильно нагрелся, и Лайка погибла от жары. (Слайд 13)

Грустно было прощаться с полюбившейся собачкой. Особенно тяжело было тем, кто кормил, гулял с собакой и по-настоящему привязался к ней.

Японцы использовали изображение нашей дворняги как символ года Собаки. Во многих странах были выпущены почтовые марки с изображением Лайки. (Слайд 14)

Основным годом "собачьего космоса" можно считать 1960-й.

Отработка ракеты-носителя и космического корабля "Восток" шла полным ходом. Но не все было гладко.

28 июля с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель. Она должна была вывести на околоземную орбиту корабль-спутник, в котором находились две собаки - Лисичка и Чайка. Из-за аварии первой ступени ракеты-носителя пуск закончился неудачей. Собаки погибли.

20 августа было объявлено, что совершил мягкую посадку спускаемый аппарат и на землю благополучно возвратились собаки Белка и Стрелка. (Слайд 16) Но не только, слетали 21 серая и 19 белых мышей.

Белка и Стрелка были уже настоящими космонавтами. Чему же были обучены космонавты? (Слайд 17)

Собаки прошли все виды испытаний. Они могут довольно длительно находиться в кабине без движения, могут переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугаются слухов, умеют сидеть в своем экспериментальном снаряжении, давая возможность записывать биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания и т.д.

По телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла.

Белка и Стрелка стали всеобщими любимицами. Их возили по детским садам, школам, детским домам. Журналистам давали возможность собачек погладить, но предупреждали: как бы ненароком не цапнули.

Ученый продолжали исследования и наблюдения за собаками и на Земле. Предстояло выяснить, повлиял ли полет в космос на генетику животного. Стрелка дважды приносила здоровое потомство, милых щенят, которых мечтал бы приобрести каждый. Но все щенки были на учете, и за каждого персонально отвечали. (Слайд 18)

После триумфального полета Белки и Стрелки пошли черные полосы. 26 октября на стартовом столе взорвалась и сгорела ракета. В огне погибли 92 человека. А за 15 дней до этой трагедии было принято секретное решение о полете человека в космос. Назначался срок - декабрь 1960 года. К полету человека в космос уже все было готово. Оставалось выполнить одно условие: в космос должны успешно слетать два корабля с собаками.

Белка и Стрелка свою задачу выполнили. Настала очередь Пчелки и Мушки. 1 декабря корабль стартовал. В общей сложности собаки пробыли на орбите сутки. Все шло гладко, но когда дали команду на возвращение, произошел сбой. Вероятнее всего корабль сгорел.

Старт человека отложили. (Слайд 20)

22 декабря место в корабле-спутнике заняли Жемчужина и Жулька. Случилась авария. Спускаемый аппарат совершил аварийную посадку в Красноярском крае. Погибли крысы, насекомые, растения, а собаки остались живы. Жульку себе забрал академик Олег Газенко, и остаток жизни она провела в генеральском доме.

Сергей Павлович Королев не отступился от своего решения: два удачных старта - и летит человек.

9 марта 1961 года в космос ушла Чернушка. Собаке предстояло совершить один виток вокруг Земли и вернуться - точная модель полета человека. Все прошло гладко.

25 марта 1961 года стартовала Звездочка. (Слайд 21) И ей предстояло выполнить один оборот и приземлиться. Полет закончился удачно. Собачки свое отработали. Больше им в космос подняться было не суждено. (Слайд 22)

До полета человека в космос оставалось 18 дней.

В память о погибшей Лайке перед Парижским обществом защиты собак воздвигли гранитную колонну в честь всех животных, отдавших жизнь во имя науки. Ее вершину венчал устремленный ввысь спутник, из которого выглядывала Лайка.

Воспитатель: А.Красковский

Предварительный просмотр:

День космонавтики 2013 года

12 апреля 2013 года исполняется 52 года со дня полета первого человека в космос. И сделал это наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. 108 минут проведенные им в космосе открыли дорогу другим исследователям космического пространства. За короткий срок с момента первого полета в космос человек посетил Луну, исследовал почти все планеты Солнечной системы, но тот первый полет был самым трудным и опасным. Но увереность и оптимизм, стремление к покорению космоса преодолели все преграды.

Обращаясь ко всем жителям Земли перед стартом 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич сказал: "Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов!

Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно "сказать вам в эти последние минуты перед стартом! Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет. Радость! Нет, это была не только радость. Гордость! Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой - можно ли мечтать о большем!

Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня. Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу человечеству в космос. Счастлив ли я, отправляясь в космический полет! Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях..."

Через час с небольшим он станет самым известным человеком Земли, но первый виток вокруг Земли космического корабля с человеком на борту был заслугой многих и многих людей и в первую очередь генерального конструктора космических кораблей Сергея Павловича Королева. Заглянем в историю и просмотрим, как покорялся космос человеку.

Королев и Гагарин.

Человек, летящий в космос, стал необходимым и долгожданным, а потому дорогим и близким задолго до того, как обрел имя. Чтобы дать ему имя, необходимы были усилия многих тысяч ученых, инженеров и рабочих, уникальные конструкции, преобразования во многих сферах государственной деятельности.

Космос нужно было открывать, как открывали новые континенты, как открывали Южный и Северный полюсы. Это был путь к великой цели через великие трудности. Чтобы совершить путешествие в космос, необходим огромный запас энергии. Но прежде всего нужно было найти эффективные и рациональные источники энергии и приспособиться к тому, что они имеют ограниченные мощности. Затем решить в связи с этим ряд сложных проблем, чтобы обеспечить бережное использование энергии: искать оптимальное распределение энергии по времени полета (в виде различных конструктивных схем ракеты), создавать легкие и прочные конструкционные материалы, обеспечивать высокую точность выведения ракеты, чтобы не тратить энергию на корректировку траектории.

Грандиозность задачи полета в космос вполне уживалась с мыслью об использовании атомной энергии, но такой путь не позволял добиться результата в обозримое время. Единственным выходом из положения казалось создание жидкостных ракетных двигателей, но на первых порах это была только еще одна смелая гипотеза. Хотя принципиальные положения для разработки жидкостных ракетных двигателей были ясны, проблема оставалась чрезвычайно сложной из-за отсутствия каких-либо прототипов и разработанной теории. Может быть, именно поэтому все усилия немногих в тот период исследователей сосредоточились на жидкостных ракетных двигателях. Работы над жидкостным ракетным двигателем сконцентрировались главным образом в Газодинамической лаборатории (ГДЛ), где в период только с 1930 по 1934 год под руководством инженера (ныне академика) в. П. Глушко было исследовано около 50 конструктивных вариантов двигателей, работающих на различных. Первые удачные эксперименты Ф. А. Цандера на лабораторной установке ОР-1 и его проект жидкостного ракетного двигателя ОР-2 послужили основанием Центральному совету Осоавиахима для организации Группы по изучению реактивного движения (ГИРД). В ГИРДе разрабатывались жидкостные ракеты различных типов. О трудностях в этой области можно судить по многочисленным безуспешным попыткам исследователей в различных странах. Только в СССР, США и Германии удалось в довоенные ГОДЕ,! создать экспериментальные образцы жидкостных ракет.

Успехи ГДЛ и ГИРДа убедили в перспективности развития работ над жидкостными ракетными двигателями и жидкостными ракетами и в необходимости объединения усилий исследователей, занятых этими проблемами. Так, в 1933 году был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Без всего этого невозможно было бы создание в сжатые сроки ракетной техники в Советском Союзе, создание космической ракеты-носителя "Восток" под руководством С. П. Королева и рождение Человека, летящего в космос. ...В Московском высшем техническом училище ярко проявилась активная жизненная позиция будущего Главного конструктора. С. П. Королев не ограничивался рамками учебного плана и стремился охватить все, что имело отношение к авиации. Он строил планеры, поступил в школу летчиков и окончил ее, работал на авиационном заводе, разработал самолет собственной конструкции и представил его в качестве дипломного проекта. Самолет был построен и испытывался в полете.

В этот период начала проявляться черта характера, которая впоследствии привела С. П. Королева в ракетную технику. Это - умение отойти от шаблона, утвердить свою оригинальную точку зрения, идти непроторенными дорогами. Он строил Не просто еще один планер, а планер, способный совершать фигуры высшего пилотажа. Самолет, разработанный им, также имел оригинальную конструкцию. Активность жизненных позиций С. П. Королева переходила в новое качество - он учился не только действовать, не только доводить до конца задуманное, но вторгаться в сферу неизведанного, чувствовать, как становится доступным то, что казалось никому не по силам. Потому-то и пришел С. П. Королев в ракетную технику - туда, где больше всего были нужны такие активные и ищущие люди, как он.

Для Сергея Павловича космические исследования были не просто одной из возможных сфер деятельности, а мечтой, которую он пронес через всю свою жизнь. Представление о жидкостной ракете было связано у него-одного из пионеров ракетной техники - прежде всего с полетом в космическое пространство. С этого началась теоретическая космонавтика в трудах К. Э. Циолковского и это стало задачей первостепенной важности во всей практической деятельности С. П. Королева.

В своем докладе, прочитанном в 1947 году, Сергей Павлович отмечал:

"Циолковский основной конечной задачей считал вылет человека за пределы земного тяготения... Он подробным образом разрабатывает вопросы жизни будущих межпланетных путешественников, обдумывает проект создания искусственного спутника Земли в виде промежуточного межпланетного острова или станции, которые должны быть созданы на пути космических рейсов. Это фантастично и потрясающе грандиозно даже сейчас, в наш век чудес, но надо признать, что это - научная истина и научный прогноз не такого уж далекого будущего". Эти слова отражали глубокую убежденность С. П. Королева и, как показали дальнейшие события, стали для него программой конкретных действий.

Впервые в истории первая космическая скорость была достигнута в 1957 году с помощью ракеты-носителя "Спутник", разработанной под руководством академика С. П. Королева. Главным конструктором двигателей этой ракеты был академик В. П. Глушко, систем управления- академик Н. А. Пилюгин. Именно эта ракета позволила в дальнейшем обеспечить планомерное исследование космического пространства. В ней синтезированы идеи пионеров космонавтики, все, что было сделано в ГДЛ, ГИРДе, РНИИ, она построена на базе элементов, систем и агрегатов, отработанных и испытанных на многочисленных отечественных ракетах. Непрерывность и строгая преемственность развития космонавтики проявилась и в том, что двухступенчатая космическая ракета, с помощью которой был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли, стала базой для разработки трехступенчатой ракеты-носителя космического корабля для полета человека в космос.

В отчете члена-корреспондента АН СССР С. П. Королева о научной деятельности за 1954 год читаем слова, указывающие на необходимость и своевременность работ, связанных с полетом человека в космос: "В настоящее время все более близким и реальным кажется создание искусственного спутника Земли и ракетного корабля для полетов человека на большие высоты и для исследования космического пространства".

Рекомендуя в своем отчете созвать осенью 1955 года конференцию для подведения итогов работ по изучению верхних слоев атмосферы, С. П. Королев подчеркивал: "Одним из важнейших предложений, которое необходимо обсудить на конференции, явилось бы предложение о создании ракеты-лаборатории для подъема одного-двух экспериментаторов на высоты до 100 км с доработкой специальной системы для спуска лаборатории и ее экипажа на Землю".

Конференция состоялась в апреле 1956 года. С обстоятельным докладом выступил С. П. Королев. Он снова подчеркивал необходимость проведения работ, обеспечивающих полет человека в космос: "Говоря о перспективах, нельзя не остановиться на одном из самых злободневных вопросов-полете человека в ракете. В настоящее время эта задача становится все более реальной. Она издавна привлекала внимание всех, работавших в области ракетной техники, а полет человека на ракете является и сейчас одной из основных задач в области ракетной техники... Это перспективы, но перспективы реальные и не такие уж далекие. В связи с этим проводившиеся до сих пор нами вертикальные полеты ракет выглядят как непосредственно связанные с названными выше перспективными работами.

При всей романтической увлеченности проблемами изучения космического пространства С. П. Королев был трезвым и расчетливым организатором, проявлял исключительную деловитость и твердость в осуществлении намеченных планов. Задавшись целью осуществить космический полет, он методично, упорно прокладывал путь этой идее. Эффективность творческих методов и научных принципов С. П. Королева наиболее ярко проявилась в осуществлении программы космических исследований. Именно при разработке космических аппаратов и кораблей более всего требовались твердость и мужество королёвского характера, энтузиазм и широта научного кругозора, способность видеть взаимосвязи проблем, потому что в этой области проходил рубеж человеческих знаний, за которым начиналась неизвестность. Чтобы перейти этот рубеж, нужно было не только разрешить множество научных, инженерных и организационных проблем, но и преодолеть инерцию в представлении о космосе, как о сфере, далекой от наших повседневных забот и практических интересов.

С. П. Королев заставил поверить в необходимость осуществления широкой программы исследования космоса, что привело в конечном счете к образованию новой отрасли промышленности по разработке средств освоения космоса. Такая действенность научных и технических позиций во многом определялась его огромным авторитетом руководителя сложных проектов ракетных систем, успехом, который ему сопутствовал, способностью создавать деловую и творческую обстановку в работе над комплексными проблемами, готовностью взять на себя ответственность за практическое разрешение сложных задач, связанных с исследованием космоса. Главными же факторами для становления космонавтики как самостоятельного научного направления, как отрасли промышленности были целеустремленность С. П. Королева в осуществлении космической программы, его способность оценить перспективы этой области и спроектировать их в сегодняшний день, глубокая гражданственность его позиции, забота о престиже отечественной науки.

Сергей Павлович стремился как можно быстрее приступить к осуществлению программы полета человека в космос. Когда появилась практическая возможность использовать для этой цели ракету ограниченной мощности, допускающую кратковременный полет человека в космосе по баллистической траектории, этот вариант не остался без внимания, В предложениях 1954-1956 годов имелся в виду именно этот вариант-полет человека в ракете. Но в 1957 году сразу же после успешного полета первого искусственного спутника Земли С. П. Королев писал:

"Особое место в исследованиях, несомненно, занимают вопросы о возможностях осуществления полета человека в космическом пространстве... Наилучшим техническим решением, которое позволило бы неограниченно широко развернуть научные исследования в космическом пространстве, было бы создание постоянной, обитаемой, то есть приспособленной для жизни людей, межпланетной станции в виде искусственного спутника Земли". Достаточно было проверить исходные предпосылки для достижения космической скорости, осуществив пуски первых спутников, как С. П. Королев направляет в органы государственного планирования свои предложения, и разработка новых, не имеющих аналогов в мировой практике конструкций выполнялась затем в чрезвычайно сжатые сроки. В частности, он предлагал осуществить "создание первых спутников с человеком на основе использования баллистической схемы возвращения... Пуски с помощью трехступенчатых ракет-носителей и временем функционирования 10 суток. Выполнение работ 1958-1960 годы".

В 1960 году все участники работ по космической программе получили документ, составленный под руководством С. П. Королева,- "Основные положения для разработки космического корабля "Восток". Первая фраза этого документа-лаконичная, потому особенно выразительная, а теперь уже историческая- гласила: "Объект "Восток-В" предназначен для осуществления первых полетов человека продолжительностью до одних суток". Это означало непосредственный переход к решающему этапу. Даже сухие, деловые строчки этого документа не могут скрыть особую заботу о всех этапах подготовки космического корабля, суровую требовательность к каждому участнику работ: "Устанавливается личная ответственность главных конструкторов, директоров заводов и руководителей служб за качественность технической документации, правильность конструктивных решений, отработанность и надежность элементов конструкции, за качество изготовления, сборки и испытаний.

Разрабатываются ведомости контроля операций сборки и испытаний изделия с указанием конкретных исполнителей, отвечающих за качественность сборки и испытания в соответствии с документацией на ракету-носитель или объект "Восток-В". Принцип личной ответственности пронизывал весь процесс создания и подготовки к пуску ракеты-носителя и космического корабля. Не было ни одной лазейки, допускающей произвол в толковании характеристик отдельных элементов или результатов предстартовых испытаний. Отступление от принятых документов мог допустить только один человек - Главный конструктор: "...вводятся ведомости отступлений от технической документации Главного конструктора ракеты-носителя и объекта "Восток-В", утверждаемые лично Главным конструктором...".

И вместе с тем, окончательные решения при всей концентрации власти в руках Главного конструктора были актом коллективным, когда каждый ответственный участник мог сказать свое слово как доброволец, идущий на подвиг: "."заключение о допуске ракеты-носителя и объекта "Восток-В" к испытаниям дается совместным решением главных конструкторов по результатам сборки и комплексных испытаний ракеты-носителя или объекта "Восток-В".

На этом трудном этапе, после которого дорога в космос становилась и прямее и шире, встретились Главный конструктор С. П. Королев и Человек, летящий в космос, Ю. А. Гагарин. Они могли пройти этот этап только вместе - поодиночке им здесь путь был заказан. У Главного конструктора за плечами - богатейший инженерный опыт, слава создателя многих ракетно-космических конструкций, итоги труда многочисленных коллективов, создавших передовую технику. С ним был авторитет его ближайших соратников, который служил надежной опорой на самых крутых виражах трудного пути, была поддержка всего народа, партии и правительства. За плечами первого космонавта - молодость, летное мастерство, чувство ответственности, готовность пожертвовать собой во имя великой цели и еще характер -ищущий, мужественный и зрелый.

В детские годы Гагарин узнал, что такое тяжкая беда, настоящий подвиг и огромное счастье. Он пережил немецкую оккупацию, наблюдал, как подбитый краснозвездный самолет врезается в колонну вражеских машин, встречал освободителей. Такое испытание выпало на долю многих советских детей, и Гагарин был среди тех, кого эта суровая правда жизни сделала взрослее, активнее и самостоятельнее в своих поступках и решениях. Ему хотелось учиться, но семье было трудно и, чтобы помочь ей, нужна была рабочая специальность. Для поступления в фабрично-заводское училище не хватало одного года учебы. Он добился приема, правда, на литейную специальность, куда другие шли неохотно, и позже всегда с радостью вспоминал горячий жар расплавленного металла. Затем-техникум и аэроклуб. Здесь рождалось призвание и вкус к новому делу. Он умел ощущать свою необходимость в жизни, когда работал, когда учился и когда потребовалось исполнять каждодневные воинские обязанности. В летном училище, куда Ю. А. Гагарин поступил после армии, он не мог допустить даже отдельно!" срывов в учебе, стал предельно требовательным к себе и оставался добрым и верным товарищем. Все это- требовательность к себе, доброта, сознание своего долга-от душевной щедрости, лишенной стремления к личному благополучию. Он не соглашается стать инструктором после окончания училища и уезжает в летную часть на Север, где труднее и интереснее. Едет с товарищами и женой Валей. И, наконец, зачисление в отряд космонавтов... комиссии, тренировки и домик на космодроме, где Гагарин провёл ночь перед стартом.

Ракета-носитель "Восток" достигла космической скорости, и первый человек пережил то, что было недоступно ранее никому из живущих на Земле и что нужно было, чтобы космос стал отныне доступным для людей, Юрий Гагарин был поднят над живущими на Земле людьми всем ходом развития науки и техники, величием технических достижений своего народа и остался таким же недосягаемым, как неповторим его подвиг-первый полет в космическое пространство. Облачившись в скафандр, услышав звук работающих двигателей и сказав свое знаменитое "Поехали!", Юрий Гагарин перестал быть просто одним из людей, он стал человеком из мифа. Ему адресовали теплые чувства для всего народа воспитавшей его страны, в нем видели посланца мира и прогресса, он доносил до самых отдаленных уголков Земли правду о советском народе. С его именем теперь ассоциируется все лучшее, чем известен наш народ, наша страна. Он стал носителем ее истории, ее культуры. В этом была его великая гражданская миссия.

Его всюду ждали, его встречали Прага и София, Гавана и Будапешт, он был гостем Пагуошской конференции и австрийских рабочих, его принимала в Бекингемском дворце английская королева, две тысячи корреспондентов записали в Лондоне его интервью. Каждый его жест, его улыбка, каждое его слово обрели магическую силу, потому что за ними были реальные свидетельства силы, ума и человеческого духа, зримые черты истории. Этот почет, встречи, интервью, пристальное и требовательное внимание к каждому его слову и жесту были продолжением его космического подвига и неизбежной частью его славы, которую он с большим достоинством и тактом принес на службу Родине. До полета Гагарина возможность осмысленной деятельности в космосе была лишь научной гипотезой. Многочисленные эксперименты подтвердили надежность технических средств, обеспечивающих безопасный полет человека в космос и возвращение на Землю. Оставалось решить задачу, требующую непосредственного участия человека. От участника космического полета требовались особая психологическая устойчивость, выдержка, уверенность в себе. Это были важнейшие условия эксперимента для подтверждения научной гипотезы. Подписи к слайдам.