Япония в XVI – XVIII веках. Разработка урока по истории на тему "«Запретные» страны. Китай и Япония в XVI-XVIII веках" Черты характеризующие японию в 16 18 веках

Япония в XVI-XIX вв.

Подготовил:

преподаватель истории

школы № 5

Юнусабадского района г. Ташкента

Султанов Ш.А


Начало XVI в.:

Император царствовал, но не правил; феодальная вольница

дайме- крупнейших оенных феодало в средневековой Японии ;

Распад государства на части (междоусобицы, крестьянские

восстания), т.н. «Период воюющих стран» с 1507 г.

необходимость в твёрдом правлении


Ода Нобунага

Ода Нобунага (1573 - 1582 гг.) - глава одного из

могущественных кланов, на долю которого выпала высокая

историческая миссия воссоединения страны. Он после

изнурительной борьбы, лишил Асикага сёгунства.

К концу ХVI в. Ода Нобунага воссоединил почти половину

всех провинций и осуществил в стране ряд реформ:

1. Отменил местные налоги и таможенные выплаты,

препятствующие экономическому развитию;

2. Распорядился отремонтировать старые и построить новые

дороги и мосты;

3. Дал указание открыть в городах рынки;

4. Стал поощрять внешнеторговую деятельность городов;

5. Ввел в обращение золотые и серебряные монеты.

Реформы Ода Нобунага способствовали политическому

воссоединению и экономическому развитию Японии


Сёгунат Токугавы (1615-1868гг )

  • Сёгун- «великий полководец», покоряющий варваров, главный советник при императоре, верховный военный правитель.

титул правителей Японии в 1192-1867, при которых императорская династия была лишена реальной власти. Всего было три династии сёгунов: Минамото (1192-1333), Асикага (1335(1338)-1573), Ода Набунага (1573-1582), Токугава (1603-1867).

Контроль над дайме:

  • учёт доходов, поступающих в казну;
  • запрет на междоусобицы;
  • подчинение законодательству.

Династия сёгунов

В 1603 год в Японии началось фактическое правление

третьей династии сёгунов - семейного клана Токугавы.

Она стояла у власти до 1867 года и завершила дело

воссоединения Японии. В стране установилась абсолютная

власть династии Токугава. Этот клан, хоть и номинально, но

сохранил неприкосновенность императорской власти,

потому, что для японского народа божественность

императора была неоспорима. Куда легче было вести

политику от имени императора, чем игнорировать его власть.

Божественность императора (микадо) закреплена

национальной политической религиозной системой

синтоизмом


СИНТОИЗМ

Аматэрасу (яп. аматэрасу о:миками , «великое божество,

озаряющее небеса») - богиня - солнце, одно из

главенствующих божеств всеяпонского пантеона синто,

согласно синтоистским верованиям, прародительница

японского императорского рода. Считается, что первый

император Дзимму был её праправнуком правительницы

небесных полей Такамагахара . Согласно легенде, в

прошлом император Сёму испытывал трудности с

завершением Великого Восточного Храма Тодайдзи и

грандиозной статуи будды Вайрочана в нем

Самоизоляция Японии

Токугава продолжил политику изгнания христианства, начатую Хидаёси. В 1614 году сёгун издал закон, запрещающий христианскую проповедь. Согласно закону, христианская религия признавалась врагом империи. Те, кто неуважительно относились к буддийской религии, должны были покинуть Японию. Такая политика не могла не повлиять на отношения между Европой и Японией. В результате, Япония оказалась изолированной от внешнего мира. Что заставило вести такую политику?

Дом Токугавы счел, что благодаря политике самоизоляции, силы, не желающие подчиниться центральной власти, будут подавлены, и дело воссоединения Японии будет завершено. С другой стороны, будет оказано экономическое давление на тех, кто монополизировал торговлю с Европой и, тоже, не желает подчиняться центральной власти.

Опасения сёгуна были не напрасны. К этому времени Индия, Индонезия и другие юго-восточные страны были охвачены европейскими рынками, и шла интенсивная колонизация этих стран. В ряде государств европейцы проводили политику миссионерства, т.е. вовлечение местных народов в христианство


Реформы Ёсимуне

  • Ёсимуне самый известный государственный деятель из рода Токугавы. Он был седьмым сёгуном из этого клана. Правил в 1716 - 1745 годах. При нем были освоены новые земли и он вел политику поощрения целинных земледельцев. Ёсимуне совершенствовал систему оросительных сооружений. Издал закон, запрещающий куплю-продажу и сдачу в залог земли. Большое значение имел изданный при нем сборник законов «Указ из 100 пунктов», регулирующий жизнь общества и страны.

2. Передача городов в собственность государства.

3. Препятствия для производства и торговли:

  • мелочная регламентация;
  • принижение роли купцов и предпринимателей.

4. Полное бесправие крестьян.


Реставрация Мэйдзи

  • Реставрация Мэйдзи (Революция Мэйдзи) - череда событий, которая привела к значительным изменениям в японской политической и социальной структуре. Четырёхлетний период с 1866 по 1869 гг. Реставрация Мэйдзи была прямым следствием открытия Японии для Западных стран, произошедшего после прибытия «чёрных кораблей» коммодора Мэтью Пэрри.
  • Власть перешла в руки 15-летнего императора Муцухито (1852-1912). Его коронуют императором Мэйдзи («просвещенное правление»).

1868-1895: Модернизация Японии

  • После Реставрации Мэйдзи в 1868 году, новое правительство Японии взяло курс на модернизацию страны. Девизом реформ был выбран лозунг «богатая страна, сильная армия» («фококу кехей»).

Реформы Мэйдзи

  • 1871 - распущены все клановые армии и правительства и, таким образом, ликвидирована феодальная система управления.
  • 1872 – создание национальной призывной армии, заменившей войска самураев.
  • Административная реформа уничтожила власть князей. Страна была разделена на губернии и префектуры во главе с чиновником.

  • Новая Япония решительно начала догонять Запад в экономическом и военном отношениях.
  • Границы между социальными классами, созданными сёгунатом Токугава, были стерты. Наиболее недовольны этой реформой были самураи, потому что потеряли все свои привилегии.
  • Также были провозглашены гарантии прав человека, например, в 1873 году была объявлена свобода религии.

Следствия

  • Реставрация Мэйдзи послужила катализатором для последующей бурной индустриализации Японии, которая к 1905 году вывела Японию в разряд сильнейших мировых военных держав.
  • После Реставрации император покинул Киото и переселился в новую столицу - Токио. Политическая власть перешла из рук Сёгуната Токугава в руки небольшой группировки знати и бывших самураев.

Традиционные искусства

соединение живописи, поэзии и почерка мастера-каллиграфа

архитектура дворцовых ансамблей (каменные сады, колодцы, мостики, храмы)


искусство чайной церемонии : жесты, чашки, композиции из цветов, свиток со стихами .


нэцкэ

гравюра на дереве


Япония в 18 веке была федерацией. Управленческий центр, который находился в Эдо, руководил всеми внутренними процессами в стране. На окраинах местная власть держалась на плечах даймё – глав провинций. В общей сложности насчитывалось около 300 даймё. Местные управленцы могли проводить независимую политику, однако, у них не было собственной армии и казны.

Начало 18 века

Первые данные об истории Японии этого периода историки черпают из записей мореплавателей и торговцев. Самыми ценными для исторической науки считаются записки Дж. Харди – английского торговца и писателя. Он писал: «Мы увидели страну необычайной красоты с высокоразвитой культурой. Она обладала сильной армией и национальной идеей, однако, в сфере экономики уже начали прослеживаться первые проблемы: народ был беден, правящая верхушка купалась в золоте. Япония в 18 век.».

Первая попытка справиться с нестабильным социально-экономическим положением страны принадлежит сегуну Ёсимунэ (1716-1745 гг.). Он вошел в историю, как автор реформ Кёхб:

  • Административная реформа. Администрацию сегун решил оставить без изменений. Верховный владыка приказал заменить около 80% состава администрации, сделав ее более гражданской (уволил самураев и даймё).
  • Финансовая реформа. Появилась должность министра финансов. Ответственный человек контролировал финансовую деятельность городских магистратов и бакуфу. В обязанности министра финансов также входило поиски схем по улучшению структуры управления.
  • Борьба с излишествами. Сегун приказал убрать с дворца роскошь, богатую пищу, ленивых самураев, азартные игры и запретил пышные торжества.
  • Борьба с коррупцией. За взятку назначили смертную казнь. Кроме этого, со всех родственников брался огромный штраф за то, что не научили своего ближнего морали и честности.
  • Политика экономии государственных средств. Ёсимунэ сократил количество гокэнин и хатамото (местных управленцев, которые находились на пособии государства).
  • Приказал увеличит площади посева риса. Также Ёсимунэ учредил систему награждений за лучшие рисовые поля. Такая политика позволила навсегда избавиться от проблем с продовольствием и заложила фундамент для открытия Японии.

Развитие культуры и науки

Сёгун Ёсимунэ не оставил без внимания и науку. Он всячески способствовал ее развитию. Например, в 1742 году он разрешил ввозить в Японию европейские книги по естественным и прикладным наукам. В столицу – город Эдо сегун приглашал европейцев (преимущественно голландцев), которые интересовались культурой и историей Японии. Кроме этого, при дворе он организовал центры культурных обменов между японцами и иностранцами. Японские ученые быстро освоили английский язык и начали подымать отечественные знания с математики, астрономии и медицины. Стоит отметить, что в остальных сферах культура Японии оставалась консервативной.

Таким образом, культурная история Японии 18 век оставалась на том же уровне, что и в 17 веке – продолжалась усовершенствоваться национальная идея, укреплялся буддизм и синтоизм. Иностранная культура и обычаи воспринимались рядовыми японцами как чужие и странные. Японская культура обозначенного периода оставалась глубоко консервативной в театре, музыке, рисовании и философии. В культуре продолжали использовать старые мотивы, стили и схемы.

Япония во второй половине 18 века

В этот период в Стране восходящего солнца начали четко прослеживаться нараставшие в течение нескольких веков противоречия в социуме. Проникновение на территорию Японии европейских книг способствовало развитию мобильности населения и структурным изменениям в городе.

Вторая половина 18 столетия запомнилась японцам стихийными бедствиями: землетрясениями, ураганами и двумя засухами в 1770 и 1771 годах. В стране начался голод, от которого погибло несколько сот тысяч японцев. В 1772 году список бедствий дополнился большим пожаром, а в 1773 году началась эпидемия тифа, которая унесла за собой 140 тыс. жизней.

Стихийные бедствия негативно сказались на поступлениях в казну. Правительство попыталось залатать дыры за счет увеличения налогов. Заметных успехов в этом деле добился Танума Окицугу, который ввел политику меркантилизма. Он ввел жесткий контроль за поступавшими и тратившимися государственными деньгами. Сегун понимал, что другим важным источником пополнения казны является торговля, поэтому дал добро на создание торговых объединений, которые быстро начали трансформироваться в монополии.

Япония конца 18 века почти полностью утратила монархический строй. Власть правителя стала номинальной. Внутриполитическая власть сконцентрировалась в руках бюрократов. Всеми делами в государстве начали заведовать государственные советники – рбдзю.

Итоги

В начале 18 века в Японии сегун Ёсимунэ начал проводить успешные реформы в области культуры, экономики и административного управления. Однако, после его смерти усилилась бюрократия за счет торговли и постепенно заняла все главные рычаги управления государством. Во второй половине 18 века власть сегуна носила формальный характер.

Борьба за объединение страны. В XVI в. созрели предпосылки для ликвидации раздробленности страны. Началась борьба за объединение Японии. Один из наиболее могущественных феодалов - Ода Нобунага, заключив союз с феодалами дома Токугава и Такеда, к 1582 г. подчинил 30 провинций страны из 66. Одновременно он провел ряд реформ, многие из которых были направлены на развитие городов и торговли, - строились дороги между отдельными провинциями, ликвидировались местные заставы, ставились препоны ростовщикам. После его гибели в 1582 г. дело объединения Японии продолжил один из его ближайших сподвижников - Тойотоми Хидэёси.

В результате успешных военных походов Хидэёси к концу XVI в. подчинил почти всю Японию и сосредоточил в своих руках военную и административную власть. Для успокоения знати он создал коллегиальный представительный орган из крупнейших феодальных домов.

Была проведена перепись населения и составлен земельный кадастр. Крестьяне прикреплялись к земле и были связаны круговой порукой, налоги устанавливались в зависимости от урожайности и плодородия почвы. Крестьяне должы были платить налоги рисом в размере т/з урожая. Были унифицированы меры площади и веса. Одновременно с земельной реформой был издан указ об изъятии у крестьян оружия. Крестьянам строго предписывалось заниматься только земледелием. Этим указом Хидэёси стремился пресечь возможные попытки крестьянских восстаний.

В области внешней политики Хидэёси ставил своей задачей покорение Кореи, а затем Китая. Его завоевательные планы бы-

ли продиктованы рядом соображений, и прежде всего стремлением консолидировать феодалов и мелких самураев, направитьих энергию на захват новых земель. Он ставил также задачу обеспечить купцов новыми внешними рынками. Однако походы Хидэёси в Корею были безуспешны. Во время одного из них, в 1598 г.,он умер. После смерти Хидэёси при его трехлетнем наследнике был создан регентский совет, в который входили наиболее крупные феодалы. Победителем из начавшейся между ними борьбы вышел Токугава Из -Иэльясу. В 1603 г. Токугава был провозглашен сёгуном. Дом Токугавы господствовал в Японии до середины XIX в.

Режим Токугавы. Создание Токугавского сёгуната было началом нового периода в истории Японии. В это время происходило разложение феодального строя и зарождение капиталистических отношений. При Из -Иэльясу Токугава и его сыне Хидэтада к 1615 г. было завершено политическое объединение страны. Деление на феодальные княжества сохранялось, но эти княжества фактически превратились в судебно-административные округа.

Сохраняя значительные привилегии, феодалы, как и горожане и крестьяне, были заинтересованы в прекращении междоусобиц, являвшихся причиной постоянной нестабильности в стране и тормозом развития производительных сил. Рост городов, развитие ремесла и внутренней торговли создавали предпосылки для формирования единого общеяпонского рынка. Кроме того, объединение страны укрепляло господство феодалов над непосредственными производителями. Для подавления народных выступлений была необходима сильная центральная власть.


Столица государства была перенесена в город Эдо - нынешний Токио. Политико-административная система сёгуната предусматривала полное отстранение императора от государственных дел. Вторым лицом после сёгуна считался его первый министр и главный советник, который назначался регентом в случае несовершеннолетия сёгуна. Высшим совещательным органом был совет старейшин. Власть в провинциях осуществлялась губернаторами;

особые чиновники сёгуна посылались на места для контроля и сыска. Все население делилось на четыре основных сословия - самураев, крестьян, ремесленников и купцов, - вне которых находились парии (эта), нищие, бродячие артисты.

Самурайство - японское дворянство - являлось правящим классом и было неоднородно по своему имущественному положению. Все государственные, гражданские и военные должности предоставлялись исключительно самураям. Интеллигенция также формировалась из самураев. Наиболее состоятельные самураи, имевшие поместья, жили на доходы от земли, другие - за счет жалованья, обедневшие самураи либо поступали на мелкие должности в государственном аппарате, либо занимались самой разнообразной деятельностью.

Крестьянство, составлявшее более 80% населения страны, обрабатывало полученную от феодалов землюна правах «вечной» аренды. Крестьяне были формально свободны, но они находились в кабальной зависимости от феодалов и были прикреплены к земле, не имея права изменять ни место жительства, ни род занятий. Помимо уплаты натуральной ренты - в виде большей доли урожая, крестьяне должны были выполнять многочисленные повинности - строить и ремонтировать дороги, каналы, мосты, предоставлять лошадей для почтовой службы и др.

Вся жизнь крестьян, их пища, одежда, быт и поведение были строго регламентированы соответствующими указами. Крестьянство было уже значительно расслоено. Горожане формально считались более низким сословием, чем крестьяне, однако их имущественное положение было значительно лучше. Ремесленники и купцы были организованы в союзы типа цехов и гильдий. Богатые купцы зачастую возводились в ранг самураев. Крупные феодалы и рядовые самураи нередко попадали в долговую зависимость от купцов и ростовщиков. Некоторые купцы пользовались значительным влиянием в городах и при дворе сёгунов. Японское купечество непосредственно участвовало во внешней торговле с соседними странами, а также вело торговлю с португальцами, испанцами, а позже с голландцами и англичанами.

Однако в XVII в. эта торговля сократилась. Сначала были изданы указы о запрещении христианской религии и деятельности миссионеров; для европейских судов были закрыты все порты Японии, за исключением Нагасаки и Хирадо (1616 г.), в 1624 г. в страну перестали допускаться испанские корабли, а несколько позже был наложен запрет на европейскую литературу (1630 г.).

Так же как и последующие указы об изоляции страны, этот указ прерывал связи Японии с европейскими странами и сыграл отрицательную роль в развитии экономики, науки и культуры. Испанцам и португальцам было совершенно запрещено въезжать в Японию и проживать в ней; другие иностранцы могли проживать лишь на острове Дэсима, близ Нагасаки. Самим японцам запрещалось выезжать из страны. Внешняя торговля велась в весьма ограниченном объеме с китайскими и голландскими купцами, которые могли входить на своих судах в Нагасаки.

Основными причинами изоляции страны было стремление (особенно после захвата Испанией Филиппин) оградить Японию от возможного иностранного вторжения и не допустить усиления позиций настроенных против дома Токугава некоторых влиятельных князей, принявших христианство. Несомненно, серьезные опасения сёгунов вызывали связи этих феодалов (например, с острова Кюсю) с европейцами, они посылали свои посольства в Рим (конец XVI в.), богатели на внешней торговле. Японские крестьяне, принявшие христианство, не раз поднимали восстания. Наиболее крупным из них было восстание в 1637 г. в городе Симабаре (остров Кюсю), известное под названием христианского.

Изоляция Японии способствовала в определенной степени консервации феодального строя в стране.

В раннее Новое время в Японии существовала жесткая сословная система. Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением. Все жители страны подразделялись на четыре сословия: воины, крестьяне, ремесленники и купцы. Придворные, священнослужители, врачи и ученые, а также парии – неприкасаемые, которые выполняли самую грязную работу, в сословия не входили. В этой сословной системе существовала строгая иерархия, в которой воины-самураи занимали верхнюю ступень (на рубеже XVII–XVIII вв. вместе с семьями они составляли примерно 10 % населения страны). Принадлежность к этому сословию передавалась по наследству, в него входили высшие военачальники, князья, богатые феодалы, простые солдаты, высшие и низшие чиновники. В XVII в. окончательно оформился «кодекс чести» самураев – «бусидо», согласно которому они должны были вести суровый образ жизни, довольствоваться малым, заниматься только военным делом, быть беспрекословно послушными и верными своему господину (крупному феодалу, князю) вплоть до готовности принять смерть через ритуальное самоубийство (харакири) по первому его требованию или в случае его смерти. Но в начале XVIII в. появились первые признаки разложения сословного строя. В частности, появились такие самураи, которые по разным причинам отказывались от своих обязанностей и лишались средств к существованию.

Основную массу населения составляли крестьяне, которые относились ко второй ступени сословного строя Японии. От них зависело пропитание сословия воинов. Крестьяне не могли оставить свои хозяйства, жизнь их протекала в тяжелом труде и нищете. Они выращивали рис, сеяли пшеницу, ячмень, просо, а также хлопок, табак, чай и др. Одевались

крестьяне в одежду, сделанную из конопли и хлопка (ткали и шили одежду женщины). Государственные указы предписывали крестьянам, что есть и как одеваться. И хотя крестьяне трудились не разгибая спины, они всегда были в долгах, а если случался неурожай и не было риса, чтобы заплатить налог, то приходилось обращаться к ростовщикам и занимать деньги под будущий урожай. Когда дела шли совсем плохо, крестьянин продавал землю (хотя законом это запрещалось) или даже бросал ее и уходил искать лучшей доли. Если крестьянин получал разрешение на уход из деревни, то вся община должна была его землю обрабатывать и платить за него налоги.

Третье и четвертое сословия в обществе составляли ремесленники и купцы. Большинство ремесленников жило в городах, но были и странствующие ремесленники, ходившие по деревням. Как правило, сын наследовал профессию отца.

Политическое положение. В то время, когда в XVI веке в Европе формировалось новое общество - капитализм, в стра­нах Азии продолжали существовать отношения феодального средневекового общества. Одним из таких государств была Япония. В начале XVI века Япония, в результате внутренних междоу­собных войн, практически распалась на ряд мелких государств.

Внутренние междоусобные войны закончились лишь в 1573 году с низвержением династии второго сегуна Асикага.

Воссоединением Японии в единое государство руководил Ода Нобунага - глава одного из могущественных кланов, на долю кото­рого выпала столь высокая историческая миссия. Он же, после напряженной, изнурительной борьбы, в 1573 году лишил Асикага сёгунства. К середине XVI века ему удалось воссоединить почти половину всех провинций.

Ода Нобунага осуществил в стране ряд реформ. Он отменил местные налоги и таможенные выплаты, препятствующие экономи­ческому развитию. Распорядился починить дороги и мосты. Дал право открытию в городах рынков. Стал поощрять внешнеторговую деятельность городов.

При нем были введены в обращение золотые и серебряные мо­неты. Реформы Оды Нобунаги способствовали политическому вос­соединению и экономическому развитию Японии.

Торговая экспансия европейцев. В 40-х годах XVI века в Япо­нию впервые прибыли португальские купцы. В 1543 году порту­гальский купец Мендиш Пинту подписал договор с правителем провинции Бунго о ввозе в Японию, наряду с другими товарами, оружия и пороха в обмен на золото и серебро. Важной стороной проникновения европейцев в Японию стал ввоз огнестрельного оружия и налаживание на острове его производства. Мендиш Пинту способствовал овладению японцами искусства изготовления ог­нестрельного оружия. Вслед за европейскими купцами в Японию начали прибывать католические миссионеры. Они принялись проповедовать среди японцев христианство. После них в Япо­нию стали приезжать испанские католические миссионеры.

Рас­пространению христианского учения в Японии покровительство­вал сёгун Ода Нобунага, так как в тот период предводители буд­дийской религии были на стороне его врагов. Буддизм являлся опорой тех сил, которые выступали против единения Японии. Ода Нобунага поддерживал католических миссионеров еще и потому, что спешил вооружить свою армию огнестрельным ев­ропейским оружием.

Продолжение борьбы за воссоединение Японии. В 1582 году Ода Нобунага стал жертвой заговора. Начатое им дело воссоеди­нения Японии продолжил его близ­кий друг и соратник Тоётоми Хидаёси. Он уничтожил группу заго­ворщиков. Правда, Тоётоми Хидаёси не удалось полностью воссоеди­нить Японию, но тем не менее он добился заметных успехов. Он даже предпринял меры расширить грани­цы Японии за счет соседних госу­дарств.



Так, в 1592 году он напал на Ко­рею, но из-за противостояния ко­рейского народа и военной помощи, оказанной Корее со стороны Китая, планы Хидаёси не осуществились. В 1587 году Хидаёси издал указ о высылке из Японии всех католических миссионеров. В стране разре­шалось пребывание лишь порту­гальских купцов.

Завершение воссоединения Японии. В 1598 году Хидаёси умер. После длительной борьбы сёгунский престол занял Токугава Иаясу. В стране установилась абсолютная власть династии Токугава. Этот клан, хоть и номинально, но сохранил неприкосновенность императорской власти. Потому что для японского народа божествен­ность императора была неоспорима. Куда легче было вести полити­ку от имени императора, чем игнорировать его власть.

Самоизоляция Японии. Токугава продолжил политику из­гнания христианства, начатую Хидаёси. В 1614 году сёгун издал закон, запрещающий христианскую проповедь. Согласно этому закону, христианская религия признавалась врагом империи. Те, кто неуважительно относились к буддийской религии, должны были покинуть Японию. Такая политика не могла не повлиять на отношения между Европой и Японией. В результате, Япония ока­залась изолированной от внешнего мира. Что заставило вести такую политику?

Дом Токугавы счел, что благодаря политике самоизоляции, силы, не желающие подчиниться центральной власти, будут по­давлены, и дело воссоединения Японии будет завершено. С дру­гой стороны, будет оказано экономическое давление на тех, кто монополизировал торговлю с Европой и, тоже, не желает подчи­няться центральной власти.

Опасения сегуна были не напрасны. К этому времени Ин­дия, Индонезия и другие юго-восточные страны были охвачены европейскими рынками, и шла интенсивная колонизация этих стран.

Реформы Ёсимуне. Ёсимуне был самым известным государ­ственным деятелем из рода Токугавы. Это был седьмой сёгун из этого клана. Он правил в 1716 - 1745 годах. При нем были освое­ны новые земли, и он вел политику поощрения целинных земле­дельцев. Ёсимуне совершенствовал систему оросительных соору­жений. Издал закон, запрещающий куплю-продажу и сдачу в за­лог земли. Большое значение имел изданный при нем сборник законов „Указ из 100 пунктов", регулирующий жизнь общества и страны.