Упражнение «Запоминание лиц. Как запомнить лица на всегда Как запомнить фамилии

Представьте, вы появляетесь на вечеринке и знакомитесь с новыми людьми. Всё проходит прекрасно, вы чувствуете себя душой компании, но(!), тут понимаете, что половину человек не запомнили по именам. Ужасная ситуация, не так ли? Сегодня мы рассмотрим 3 проверенных способа и узнаем, как запоминать имена людей.


Не переживайте, плохое запоминание имён происходит с большинством людей. Исследования английских учёных, опубликованные в журнале «Экспериментальная психология» говорят о том, что у всех людей есть некоторые проблемы с запоминанием имён.

Почему мы не запоминаем имена

Зато наш мозг прекрасно замечает всякие мелочи, впоследствии по которым мы идентифицируем человека и вносим его в «список знакомых». Всё дело в том, что имена весьма условны и не являются описанием человека, потому-то наш мозг и воспринимает подобную информацию как второстепенную, не складируя её в ячейку долговременной памяти с самого начала. Вот проблема, а.

Но, как после любого кошмара следует долгожданное пробуждение, так и в нашем случае, всё не так плохо, как может показаться. Спасибо учёным и всем, кто интересуется вопросом человеческой памяти, ведь благодаря таким людям у нас есть целых 3 действенных способа для запоминания всех людей на вечеринке (и не только), которые можно применить уже сегодня, да что тут, прямо сейчас! Итак, рассмотрим каждый из них, чтобы вы выбрали для себя самый подходящий.

Способ №1: используйте сокращённый вариант имени.

Люди, имеющие длинные имена, часто сталкиваются с тем, когда их называют не так, как написано в их паспорте. Что же делать, если ваш собеседник уже рассказал вам пару историй из своего детства и считает вас своим товарищем, а вы всё ещё не знаете как к нему обратиться? Тут есть один простой, но очень действенный способ: разложите имя на части и выберите только одну, которую вам будет проще всего запомнить. Смысл заключается в том, что теперь, запомнившаяся часть имени вашего собеседника, будет служить вам отправной точкой к его «полной версии». Несложно, правда?

Например, возьмём имя Светлана. В России оно пользуется большой популярностью, чего не скажешь про Европу, например. Поэтому, в европейских странах можно часто встретить сокращённый вариант этого имени «Лана». Таким образом европейцы адаптируют «наши» имена под более привычный для них вариант. Да что тут далеко ходить, вспомните, когда вы в последний раз называли свою подругу не Светой, а Светланой? Думаю, ответ очевиден – практически никогда. И это не из-за того, что вы уже знакомы и формализм тут как бы не к месту, нет-нет. Всё дело в лени, а именно, в стремлении нашего мозга оптимизировать свою работу и сократить расходование энергии.

Отсюда правило: хотите запомнить? Сокращайте!

Способ №2: используйте никнейм или прозвище.

Есть люди с такими именами, которые практически невозможно сократить или, найти в них запоминающуюся часть. В таких случаях на помощь приходит знакомый нам всем по компьютерным играм «Никнейм» или, переводя на русский лад – прозвище. Придумайте своему собеседнику так называемую «кликуху». Нет-нет, не нужно уходить в крайности, ведь это не ваши дворовые друзья, верно? Просто посмотрите внимательно на человека и подумайте, какие ассоциации он у вас вызывает? После этого привяжите его имя к выбранному образу и распрощайтесь с идеей выкинуть его имя из своей головы в ближайшие пару недель.


Секрет этого метода кроется в устройстве нашего мозга. Всё дело в том, что мозговая система образов настолько хорошо взаимодействует с долгосрочной памятью, что практически «делает гравировку» в нашем сознании. А вы не задумывались, почему люди часто обращаются к психотерапевтам с проблемой постоянных мыслей о ком-либо? Да-да, именно поэтому. Если у вас есть нелюбимое имя, то вспомните, кто его носитель и в 99% случаев, это окажется неприятная для вас личность.

Способ №3: произносите имя вслух.

Часто для того, чтобы что-то запомнить, нам необходимо это отчётливо услышать. Вспомните, в детстве, в школе нам постоянно говорили, чтобы мы читали в слух. Это было связано не только с необходимостью развития речевых способностей, но и с возможностью при этом лучше запоминать прочитанное.


Как только вы встретили человека и он вам представился, не забудьте произнести его имя вслух, как бы уточняя. Если вы боитесь показаться бестактным, то припишите своё уточнение к какой-либо ситуации, например, скажите, что вашего друга детства зовут так же, и он, между прочим, очень ответственный человек. Сделав собеседнику таким образом комплимент, как бы невзначай, вы, скорее всего, сразу вызовите его расположение по отношению к себе. И, что в нашем случае важно, минимум в два раза увеличите свои шансы на запоминание его имени, ведь вы примените не только слуховую, но и ассоциативную память!

В заключение

Вот, вообщем-то, и все советы. Они получились максимально ёмкими (вы ведь всё запомнили?). Эти 3 совета достаточно просты, чтобы вы могли применить их на практике уже сегодня. Знакомьтесь, общайтесь и будьте внимательны по отношению к своему собеседнику.

Лучшие способы запомнить Мельников Илья

Упражнение «Запоминание лиц»

Упражнение «Запоминание лиц»

Ниже изображены три рисунка различных людей. Первое описание составлено в соответствии с основными характеристиками данными выше. Необходимо взять лист бумаги и записать самостоятельно характеристики остальным четырем лицам, изображенным на картинках. Выполните это упражнение дома, на работе, в транспорте, смотря фильм по телевизору. У вас на это уйдет всего лишь несколько секунд, но вы станете запоминать лица гораздо лучше.

Общие признаки Частные признаки

1. Форма головы Овальная

2. Профиль Ровный

3. Форма лица Овальное

4. Волосы Средние, гладко зачесанные

5. Глаза Маленькие близко расположенные друг к другу.

6. Очки Отсутствуют,

7. Уши Средние, на уровне бровей, мочка маленькая.

8. Нос Прямой

9. Подбородок Узкий

10. Рот Средний, губы тонкие, прямые.

11. Щеки Вдавленные, без ямочек.

12. Кожа лица Слегка морщинистая, с незаметными порами.

Характеристику второго лица можно давать сверяясь с планом и списком характеристик, стараясь припоминать параметры анализа черт лица. Можно изменять последовательность, не обязательно следовать пунктам описания первого портрета.

Описывая третий портрет старайтесь припомнить параметры лица самостоятельно и охарактеризовать его как можно подробнее не сверяясь с пунктами плана. Затем посмотрите какие характеристики лица вы забыли описать. Возьмите фотографии своих знакомых и потренируйтесь на них. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Самые эффективные методики автора Мельников Илья

Матричное запоминание Представьте, что вам подвернулась горящая путевка в страну, которую вы давно хотели посетить, но не было достаточно средств. Вы оформили отпуск и теперь едете домой и по дороге мысленно составляете список вещей, которые будут вам необходимы на

Из книги Как выигрывать с помощью карт автора Мельников Илья

Запоминание карт Нет смысла переходить к следующему шагу, если вы не научитесь называть личность для каждой карты. Сдайте самому себе карты. Идеальный вариант – вы должны уметь быстро назвать имя, когда выкладываете из колоды карту. Однако для этого требуется некоторое

Из книги Методы спецслужб автора Мельников Илья

Запоминание людей Это самый сложный процесс развития памяти. Сложнее изучения иностранных языков, сложнее обработки текстов, запоминания рядов цифр. Если перед вами поставить двадцать человек и затем попросить их идентифицировать через десять минут, то результат будет

Из книги Лучшие способы запомнить автора Мельников Илья

Упражнение «Запоминание имен» 1. Выпишите из телефонного справочника восемь любых фамилий.2. Запомните их с помощью метода, описанного выше.3. Через пять дней попробуйте повторить эти фамилии.4. Возьмите для тренировки фамилии своих друзей и потренируйтесь на

Из книги Как говорить, чтобы вас слушали автора Клейтон Майк

Запоминание Долгосрочных результатов можно добиться только в том случае, если люди запомнят вашу речь. А ведь они не всегда носят с собой блокнот или записную книжку, чтобы записать ваши слова. Так что вам придется говорить так, чтобы ваши слова отложились в их

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Запоминание Надеюсь, вы помните, что память играет важную роль по трем причинам: нужно запомнить, что вы хотите сказать; нужно запомнить интересные факты, которые можно включить в разговор; нужно создать такую презентацию, которая запомнится

Из книги Супертренажер мозга для развития сверхспособностей [Активизируй «зоны гениальности»] автора Могучий Антон

Из книги Развитие памяти по методикам спецслужб автора Букин Денис С.

Упражнение 1. Запоминание цифр Ниже расположены несколько строчек цифр. Ваша задача – поочередно запоминать и воспроизводить их, тратя на запоминание одной строки не более одной-двух секунд. Делается это так: положите линейку или лист бумаги сначала под верхней строкой,

Из книги автора

Упражнение 4. Запоминание картинок В течение двух минут внимательно рассматривайте картинки, стараясь их запомнить. Чтобы это легче давалось, называйте картинки вслух. Затем закройте книгу и запишите все, что сумели запомнить. Если чувствуете, что запомнили очень мало,

Из книги автора

Упражнение 5. Запоминание лиц и имен Вы видите перед собой двенадцать фотографий, под которыми значатся имена людей. Внимательно рассмотрите их. Каждой фотографии уделите около одной минуты. Старайтесь запомнить лицо и имя. Затем закройте первый рисунок и обратитесь ко

Из книги автора

Упражнение 6. Запоминание текста Внимательно прочитайте следующий текст три раза подряд (обратите внимание также на имя автора и название книги), затем закройте книгу, возьмите бумагу и ручку и запишите все, что запомнили. Не обязательно запоминать дословно – важно, чтобы

Из книги автора

Упражнение 3. Запоминание имен и фамилий Это упражнение особенно подходит тем, кто плохо запоминает имена и фамилии при знакомстве. Есть несколько способов облегчить запоминание: связать имя незнакомого человека с именем знакомого (например, запомнить, что его зовут

Из книги автора

Упражнение 4. Образ, облегчающий запоминание Этот прием особенно подходит при изучении иностранных языков. Чтобы лучше запомнить иностранное слово, не учите его механически, а сразу создавайте в своем воображении яркий образ предмета, вещи, явления, называемого этим

Из книги автора

Упражнение 5. Запоминание по созвучию Этот прием также хорошо подходит для запоминания иностранных слов. Вы можете заметить, что многие слова иностранных языков созвучны словам родного языка. Среди них есть так называемые «ложные друзья переводчика»: слова, кажущиеся

Из книги автора

Запоминание и структура Чтобы лучше запомнить большие объемы информации, наведите в них порядок. Один из самых эффективных способов упорядочить разрозненные данные – классифицировать их, уложив в древовидную структуру.Например, вам нужно запомнить, что находится на

Из книги автора

Запоминание лиц и имен Разведчику важно научиться запоминать людей. Не только их имена и лица, но также внешность, что они любят, их хобби, привычки, слабости, прошлое – все, что в дальнейшем поможет установить контакт. Человек – существо социальное, поэтому способность


Тренировка памяти
>
Как запоминать лица и имена
Запоминание имён

Начнем с запоминания имен. Имена (и фамилии), в отличие от лиц, надо не просто узнать, их надо вспомнить, то есть воспроизвести. А воспроизведение, как известно, требует значительно больших усилий, чем узнавание. Один из способов запомнить имена и фамилии - это применить метод фонетических ассоциаций (см. главу о запоминании иностранных слов ).

Особенно эффективен этот метод при запоминании иностранных фамилий и имен, где, в общем-то, ничего другого почти и не остается. Например, к фамилии "Ларсен" из слов русского языка можно подобрать два созвучных слова "ларец" и "сено" и запомнить фамилию, составив сюжет: "ЛАР ец, полный СЕН а". После этого, необходимо представить человека, которому принадлежит эта фамилия и "вплести" его каким-то образом в этот сюжет. (Немного подробнее вы узнаете о том, как это можно сделать, из раздела о запоминании лиц.)

Если же вам нужно запомнить просто список фамилий (без запоминания их принадлежности тем или другим лицам ), то достаточно сюжета из фонетических ассоциаций, который вы последовательно можете связать со следующим сюжетом и т.д. (Список фамилий и имен можно также запомнить, и пользуясь методом связанных ассоциаций.) Этот метод вам может пригодиться, если вы к примеру, встречаете гостей по списку и не хотите, смущая приглашенных, каждый раз в него заглядывать.

Еще пример: для фамилии "Бронстон" подбираем созвучные слова "броня" и "стон". Теперь для того, чтобы запомнить эту фамилию, можно представить самого Бронстона, зашитого в БРОН ю и СТОН ущего. Можно представить, что из БРОН ированной машины доносится СТОН и т.д. Часто фамилию необходимо запомнить вместе с профессией человека, тогда в сюжет надо включить что-то связанное с профессией. И вообще, любая информация о жизни человека может помочь вам запомнить его фамилию и/или его имя и отчество, если вы умело используете ее в сюжете.

Русские имена и фамилии тоже можно запоминать при помощи звуковых ассоциаций. Но в случае с фамилиями это, скорее, будут не звуковые, а смысловые ассоциации, точнее, в большинстве случаев слова, от которых они произошли. При этом могут возникнуть некоторые специфические трудности. Например, фамилии "Воронов" и "Воронин".

Обе фамилии произошли от слова "ворон", то есть ассоциацией, которая пригодится для составления сюжета, будет являться именно это слово. Однако суффиксы у этих фамилий разные - "ов" и "ин". Таких фамилий, имеющих общее основание, но разные окончания и суффиксы в России очень много. И люди, носящие их, наверное, привыкли, что с их фамилиями часто "немножко ошибаются". И все же можно научиться запоминать и не путать даже такие похожие фамилии. Как это сделать?

Прежде всего вам надо изобрести для себя специальные обозначения, которые можно как бы вплетать в сюжет и которые будут символизировать вам о том, какой же суффикс имеет фамилия. Например, для того, чтобы запомнить, что фамилия оканчивается на "ин", я использую в сюжете что-нибудь "ИН дейское" или "ИН дийское". В случае с Ворониным я бы мысленно раскрасила ворону, используемую в сюжете, как индейца или бы посадила ее на голову к индусу, занимающмуося йогой.

При вспоминании, когда я вижу в своем сюжете что-то индейское или индийское, оно служит мне сигналом о том, что фамилия оканчивается на "ин". Для запоминания окончания "ов" я использую в сюжете какой-нибудь ОВ ощ или ОВ цу и т.п. Конечно, эти вставки должны быть полноправными участниками сюжета, иначе их можно забыть. В России часто встречаются украинские фамилии, оканчивающиеся на "ко" или "енко". Для их запоминания тоже можно придумать специальное обозначение.

И не обязательно это должно быть слово, начинающееся с "ко" (например "кот"), хотя, естественно, такой способ также действен и в этой ситуации. Но, кроме этого, вы можете использовать какой-нибудь национальный украинский символ, например, сало, тарелку борща или элемент национального костюма, в общем, что вам подскажет ваша фантазия.

Кроме вышеописанных часто встречающихся суффиксов фамилий, существуют еще и другие, для которых тоже надо придумать специальные символы, которые после некоторой тренировки вы будете использовать в сюжетах, уже не задумываясь. Например, в России живет много людей, носящих фамилии, оканчивающиеся на "цов", "цев" "кин", "штейн", "вич", "ский" и т.д. Вы можете придумать для каждого из этих окончаний свой символ или символы и использовать их при запоминании.

Некоторые слова так видоизменились с древних времен или же вышли из употребления, что к фамилиям, образованным от них проще применить собственно метод фонетических ассоциаций (как к иностранным словам), чем искать слова, от которых они были образованы. Например, фамилия "Чумаков". Очень легко рождаются созвучные слова и сюжет: "ЧУ чело среди МАК ОВ" или "ЧУМ среди МАКОВ ". Фамилия "Черкашин": "ЧЕР ная КАШ а" или "ЧЕР тит КАШ ей", или "Оставил ЧЕР та без КАШИ ".

К запоминанию некоторых фамилий надо отнестись внимательнее, например, при запоминании фамилии "Поляков" к ней можно подобрать слово "поле", а потом случайно перепутать ее с фамилией "Полев", поэтому лучше использовать слово "поляк" или два слова "пол(е)" и "як". Но путаница в таких случаях возникает все же реже, чем в случае "ин" / "ов", так как наша память своим естественным путем, непосредственно, без всяких техник часто запоминает такие вещи, как ритмику слова, его размер и т.п.

Вообще же, чем больше вы будете тренировать свою память, тем быстрее она сама (как будто бы в знак благодарности вам за то, что вы ухаживаете за ней, обращаете на нее внимание) начнет отслеживать те моменты при запоминании, на которые вы обращаете свое внимание, используя различные техники, и раскроет свои собственные, неведомые вам ресурсы, отчего вы все чаще сможете запоминать как будто бы без применения специальных техник, но с той же эффективностью, как если бы применяли их. На самом же деле, эти техники как бы свернутся, перейдя уже на неосознаваемый уровень. Другими словами, вы научите свою память этим техникам, и она начнет сама, незаметно для вас применять их.

Конечно, чтобы достичь такого уровня, нужно очень много тренироваться, и главное - не только тренироваться, выполняя упражнения из этой книги, а упражняться в жизни, стараться применять знакомые вам техники для всей информации, подлежащей запоминанию, которая встречается вам в жизни. Не все техники запоминания могут стать способами, которые ваша память будет применять самостоятельно. Есть более "техничные" (например, ЦБК) способы и более "образные" (метод соощущений, визуализация). Наибольший эффект достигается при их умелом сочетании.

Так вот для того, чтобы ваша память сама по себе стала вашим хорошим помощником, надо стремиться развить в себе легкость в применении образных методов запоминания, как бы передать памяти ответственность за их применение. Вы сразу почувствуете, когда передача этой ответственности произойдет. Тогда вы будете обладать так называемым образным мышлением. Тем самым вы сможете, с одной стороны, еще уменьшить время, требуемое для запоминания информации, и увеличить прочность сохранения следов памяти, с другой стороны.

*** Упражнение 38.

В этом упражнении попробуйте запомнить 14 фамилий людей вместе с их профессиями так, чтобы при предъявлении фамилии вы могли назвать соответствующую ей профессию и наоборот (для этого вам потребуется составлять мини-сюжеты из фамилии и профессии). Последовательность фамилий запоминать не надо.

Проверьте себя. Напротив профессий запишите соответствующие им фамилии, а напротив фамилий - профессии.

Обратите внимание на свои ошибки и в следующий раз создавайте более конкретные образы. Например, подумайте, какие ассоциации надо придумать для того, чтобы не перепутать такие близкие профессии, как врач, хирург и терапевт или журналист и корреспондент.

Фамилии тоже могут быть близкими по смыслу, например, Медведев и Потапов, поэтому для их запоминания надо создавать более четкие образы. Попробуйте проверить, насколько хорошо вы запомнили фамилии плюс профессии через несколько дней.

*** Упражнение 39.

Представьте, что вам по каким-то причинам необходимо запомнить список фамилий в определенном порядке. Например, порядок приема посетителей, последовательность, в которой вы должны рассадить гостей на приеме, последовательность телефонных звонков и т.п.

Перед вами фамилии, которые надо запомнить по порядку. (Для этого образы, которые вы будете создавать для каждой из них связывайте в сюжет или же используйте метод связанных ассоциаций или словесно-числовой список.)

При запоминании имен тоже удобно применять метод звуковых ассоциаций. Для запоминания хорошо знакомых имен (употребляемых в России) достаточно подобрать только одну ассоциацию, даже для длинных, так как эта ассоциация нужна лишь для напоминания. А при запоминании сложных иностранных имен одной ассоциации может быть недостаточно, и придется подбирать две (три), составляя из них мини-сюжет (фразу).

Ассоциацию, придуманную для имени в дальнейшем надо использовать при составлении сюжета, в который входят и другие элементы, соответствующие целям запоминания (фамилия, то есть, конечно, ассоциация к ней, отчество, профессия и т.п.) Посмотрите, какие ассоциации могут помочь вам запомнить имена.

Некоторые хорошо известные вам имена (не иностранные) иногда имеет смысл сначала как-то изменить, например, использовать для придумывания ассоциации уменьшительно-ласкательное имя или, наоборот, полное имя, в зависимости от этого у вас будут разные ассоциации, то есть их общее число возрастет: Наташа - Наталия - талия, тальк или Наташка - пташка.

При этом, как обычно, лучше использовать для сюжета более наглядные слова. Для некоторых имен можно подбирать не слова-созвучия в прямом смысле этого слова, а слова, рифмующиеся с именем или по каким-то причинам связанные с ним. Например, всем известна детская песенка: "Антошка, Антошка, пойдем копать картошку!" Поэтому для запоминания имени Антон можно использовать ассоциацию "картошка".

Детский стишок: "Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик..." поможет подсказать вам ассоциацию для имени Татьяна. Имя Юрий у многих ассоциируется с первым космонавтом - Юрием Гагариным, поэтому для его запоминания можете смело использовать любые слова, связанные с космосом, главное, запомнить путь своего ассоциирования, чтобы не получилось чеховской "лошадиной фамилии". В общем, как обычно, проявляйте побольше фантазии.

*** Упражнение 40.

В этом упражнении попробуйте запомнить 10 сочетаний фамилий и имен, объединяя их между собой в сюжет. Последовательность запоминать не обязательно.

Проверьте себя, вспоминая фамилию при предъявлении имени и вспоминая имя при предъявлении фамилии.

Оксана -
Ирина -
Денис -
Тюрин -
Нешумова -

Григорий -
Розанов -
Ткачева -
Иван -
Борис -

Часто сложнее всего бывает запомнить имя и фамилию человека, если фамилия произошла от имени. Вот тогда-то и начинается путаница. Но если вы будете использовать для запоминания таких фамилий ассоциации к именам, от которых они произошли и строго определитесь с порядком слов в сюжете (например, начинать всегда будете с имени), то вы сможете этой путаницы избежать.

*** Упражнение 41.

Запомните следующие имена и фамилии.

Теперь постарайтесь, не подглядывая, по фамилиям воспроизвести имена.

Если вы допустили значительное количество ошибок - повторите упражнение еще раз. Только при проверке попробуйте, наоборот, по именам воспроизвести фамилии. В Приложении вы, как обычно, найдете много дополнительного материала для тренировок.

На предыдущую |

http://www.e-reading-lib.com/bookreader.php/87734/Belova_-_200_uprazhneniii_dlya_razvitiya_obshcheii_i_melkoii_motoriki.html

УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАПОМИНАНИЕ ЛИЦ

Схема тренировки для запоминания лиц.

1. Первая характерная черта – это форма головы. Определите ее и хорошо запомните.

2. Найдите характерные черты лица (высокие скулы, волевой подбородок и т. д.).

3. Отыщите особые признаки лица (шрам, родинку и т. д.).

4. Представьте лицо по памяти (мысленно нарисуйте). Сравните с оригиналом.

5. Сопоставьте лицо с тем, что известно вам об оригинале.

Упражнение 1

Выберите человека, играющего важную роль в вашей жизни, и попробуйте ответить на вопросы о его внешности.

Цвет волос?

Волосы длинные или короткие?

Волосы густые или длинные?

Есть ли лысина?

На каком участке головы?

Цвет глаз?

длинное, круглое, овальное, квадратное?

Подбородок маленький или большой?

Уши маленькие или большие?

Уши прижаты к голове или оттопырены?

Уши проколоты?

Опишите бороду, усы.

Упражнение 2

Перед вами три натюрморта, составленных из овощей, фруктов, злаков. Внимательно рассмотрите каждый в течение 30-40 с.

Теперь ответьте, не обращаясь к портретам, из чего состоит лицо.

Рисунок 1

Глаза_______________________

Волосы____________________

Нос________________________

Рот________________________

Уши_______________________

Голова_____________________

Усы________________________

Рисунок 2

Глаза_______________________

Волосы____________________

Нос________________________

Рот________________________

Уши_______________________

Голова_____________________

Усы________________________

Рисунок 3

Глаза_______________________

Волосы____________________

Нос________________________

Рот________________________

Уши_______________________

Голова_____________________

Усы________________________

Упражнение 3

Перед вами три портрета, составленных из различных предметов.

Внимательно рассмотрите каждый в течение 30-60 с. Лица легче запомнить, если представить себе, что сам составляешь портреты из данных предметов.

Представьте портреты и ответьте на вопрос, из каких предметов составлены лица?

Рисунок 1

Голова____________________________

Глаза

Брови____________________________

Нос

Рот______________________________

Уши______________________________

Рисунок 2

Голова____________________________

Волосы___________________________

Глаза_____________________________

Нос______________________________

Рот______________________________

Рисунок 3

Голова_________________________

Волосы________________________

Глаза и нос_____________________

Рот___________________________

УПРАЖНЕНИЯ НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ (СРАВНИВАНИЕ ЛЮДЕЙ ПО ФОТОГРАФИЯМ)

Когда человек рассматривает какую-либо фотографию, отличительный признак запоминается его мозгом автоматически. Отличительным признаком на фотографии могут быть детали одежды, прическа, сходство с кем-либо, даже элемент фона. Если на фотографии трудно найти яркие отличительные признаки, внимательно всмотритесь в лицо и постарайтесь найти сходство с кем-либо или с чем-либо.

Чтобы запомнить информацию о выдающихся ученых, используйте прием выделения отличительных признаков на фотографии.

Упражнение 1

Перед вами фотография молодого человека. В течение 30-60 с внимательно рассмотрите и запомните его лицо. Обратите внимание на форму глаз, губ, найдите что-то необычное в его внешности.

Задание Найти детскую фотографию молодого человека среди предложенных.

Среди предложенных найти фотографию молодого человека с его изображением 40 лет спустя.

Упражнение 2

Внимательно рассмотрите фотографию актера без грима. Это исходный снимок.

Задание

Среди предложенных снимков с загримированными актерами отыщите тот, на котором можно узнать актера с исходного снимка.

Упражнение 3

Дана фотография человека. Внимательно рассмотрите его лицо, обращая внимание на все мельчайшие подробности.

Задание

К фотографии с недостающими фрагментами подберите брови, глаза, нос, губы, уши, волосы.

Упражнение 4

Перед вами разорванные фотографии. Рассмотрите их в течение 10-30 с.

Отыщите недостающие части.

Упражнение 5

Перед вами фотографии родителей девочки. Внимательно изучите их в течение 1-2 мин.

А теперь посмотрите на фотографию их дочери и скажите, какие черты лица унаследовал ребенок от родителей (отметить в таблице).

Упражнение 6

Внимательно рассмотрите фотографию девушки.

Представьте на пустом портрете лицо девушки с исходной фотографии, сравните свой образ с данным портретом и найдите пять изменений.

Подсказка:

Расстановка чисел"

Тест предназначен для оценки произвольного внимания. Рекомендуется использовать при профотборе на специальности, требующие хорошего развития функции внимания.

Инструкция : в течение 2 минут Вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка. Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя.

Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма - 22 числа и выше. Тест удобен при групповом обследовании. Групповое обследование рекомендуется проводить в присутствии экспериментатора.

Стимульный материал

Бланк для заполнения

Чтобы правильно оценить свои возможности, после двух - минутного рассматривания исходного квадрата Вы должны закрыть его листом плотной бумаги, после чего приступайте к заполнению бланка. Не забудьте засечь время, так как цифры, написанные после двух минут заполнения, в зачет результата не идут.

"Сложные аналогии"

Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых.

Методика состоит из 20 пар слов - логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти "аналог", то есть выбрать в таблице "шифр" пару слов с такой же логической связью. Время выполнения задания ограничено тремя минутами.

Инструкция : перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «шифр».

Вы должны определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «шифр». И после этого записать ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «шифр» аналогу.

Шифр

    Испуг – бегство

    Физика – наука

    Правильно – верно

    Грядка – огород

    Пара – два

    Слово – фраза

    Бодрый – вялый

    Свобода – воля

    Страна – город

    Похвала – брань

    Месть – поджог

    Десять – число

    Плакать – реветь

    Глава – роман

    Покой – движение

    Смелость – геройство

    Прохлада – мороз

    Обман – недоверие

    Пение – искусство

    Тумбочка – шкаф

Ключ

Наверное, с каждым случался конфуз, когда через минуту после знакомства вы уже не помнили имя своего собеседника.

Оказывается, у этой проблемы есть решение - простой алгоритм действий. Как раз о нем и рассказал Алексей Бессонов, чемпион Украины по запоминанию больших объемов информации, руководитель и тренер Центра развития памяти Алексея Бессонова, полиглот, автор книги «9 ½ недель на иностранный язык», на мастер-классе 9 апреля в «Часопысе».

Любой процесс запоминания ‑ это связка чего-то с чем-то. Запомнить телефонный номер - это привязать набор цифр к конкретному человеку, а запомнить имя - значит связать его с человеком, с его лицом, с тем местом, где вы с ним познакомились, с его работой.

Нередко явление, когда, вы, встретив человека на улице, сначала вспоминаете, при каких обстоятельствах с ним познакомились, а потом в памяти всплывает и имя. Или сначала вспоминаете его профессию, а потом имя.

Рассмотрим три этапа привязки имени к человеку:

1. Запоминаем имя

Вы знакомитесь с человеком, допустим, по имени Сергей. А через некоторое время в процессе разговора уже забыли, как его зовут, или не уверены, что запомнили правильно. Просто вы не уделили процессу запоминания должного внимания.

Искренне заинтересуйтесь вашим визави, проговорите его имя несколько раз в течение разговора - хотя бы три раза: «Сергей, а как вы считаете…», «Спасибо, Сергей, вы мне очень помогли» и т.п. Но пусть, конечно, это звучит естественно. Про себя тоже прокрутите имя несколько раз.

Подумайте, нет ли какой-то ассоциации с человеком или его именем: имя Сергей созвучно слову сережка. Представьте себе этого человека с сережкой в ухе. При следующей с ним встрече ваша память услужливо достанет из своих недр образ с сережкой в ухе, и вы вспомните, как зовут этого человека.

Если нужно запомнить одного человека, то необязательно придумывать мнемоническую ассоциацию. А вот если нужно запомнить группу людей, то без таких ассоциаций не обойтись.

Упражнение: потренируйтесь придумывать мнемонические ассоциации к именам. Кодировать имена можно либо по созвучным словам, либо привязывая к кому-то из ярких личностей вашего круга общения или известных людей.

Александр - Саня - санки

Андрей - Андрей-воробей, как брат жены - в этом случае проведите связь между двумя людьми - волосы, профессия, увлечение и т.п.

Артем - Артемон, улица Артема

Артур - король Артур

Валерий - валерьянка или Валерий Леонтьев

Геннадий - крокодил Гена

Филипп - Филипп Киркоров

Тарас - Тарас Бульба

«Используйте любую ассоциацию, которая у вас возникла, пусть даже самую несуразную. Старайтесь не использовать абстрактные понятия, на них память хуже срабатывает. При этом желательно кодировать первые три буквы. Так устроена память - по первым буквам легче вспомнить слово. Но возможны и исключения - Евгений - гений. В случае с одинаковыми именами ассоциацию можно использовать одну и ту же: Валентин и Валентина - валентинка, валенок»

У вас могут возникнуть на приведенные выше имена другие ассоциации. Отлично - это говорит ваш жизненный опыт. Чужие ассоциации могут оказаться для вас не очень действенными.

Если вы понимаете, что ваш жизненный путь связан с запоминанием имен, вы - учитель, тренер, периодически меняете работу и т.п., то возьмите список наиболее частотных имен и придумайте себе на них ассоциации-заготовки. Тогда, встретившись с группой людей, уже придумывать ассоциации не надо будет. Процесс запоминания пойдет гораздо быстрее. В случае с редким именем ассоциацию придумаете по ходу дела.

Если вам предстоит общаться с этими людьми дальше, помните о важности процесса повторения: сначала надо повторить их имена в течение суток, потом в конце недели и по истечении месяца.

2. Запоминаем лицо

Нам, представителям европеоидной расы, представители негроидной - все на одно лицо. Также, как и азиаты, и наоборот. Это связано с тем, что, мало общаясь с представителями другой расы, мы не умеем их различать. Но этому можно научиться. Достаточно просто стать наблюдательным. Привязывая имя к человеку, нам также нужно запомнить его лицо, фигуру.

Упражнение - учимся различать лица : в течение недели изучайте отдельные черты лица у прохожих на улице, в транспорте, на работе, по телевизору. Присматривайтесь аккуратно, чтобы не смущать испытуемых. Допустим в понедельник контур лица, во вторник глаза и брови, в среду нос, в четверг рот, в пятницу прическу и уши и т.д. Порядок установите сами.

Потренируйтесь к каждой черте лица подбирать характеристики: нос - курносый, с горбинкой, широкий, орлиный и т.п., лицо - овальное, треугольное, квадратное и т.д. Такое упражнение делают полицейские, которым надо составлять фотороботы. Но для благой цели и вам не помешает такое умение.

Лучше всех подмечают черты лица художники, рисующие шаржи: выдающиеся черты лица или фигуры они утрируют, но понятным остается, кто изображен.

3. Наклеиваем визуальный ярлык

Заключительным этапом запоминания является фиксация на отличительной черте - обстоятельствах знакомства (на конференции, в путешествии), хобби, увлечении. Память человека устроена так, что вспомнив обстоятельства знакомства, хобби, любую информацию о человеке, нам проще будет вспомнить и имя, если оно забылось.

Интересный факт: шахматисты могут запоминать только комбинации. Но если шахматы расставлены на доске в произвольном порядке, то запомнить расположение будет гораздо сложнее, потому что они ни с чем не могут ее ассоциировать.

«Когда людей мало, ассоциации можно не делать, просто искренне заинтересоваться человеком, проговорить имя вслух и про себя. Когда много - крепите визуальные ярлыки. Если на один день надо запомнить - крепите к чему угодно - одежде, сумке, очкам и т.п. Если на долгое время - крепите к так называемому отличительному признаку - хобби, профессии, лицу»

Ассоциации нужны будут только на первое время, поэтому даже если человек сменит внешность - поменяет стрижку или цвет волос, по которым вы запоминали, - ничего страшного. Не забудьте повторить имя в течение суток, недели и месяца. Имя будет вспоминаться без ассоциаций, так как в памяти останется образ человека.

На видео вы можете воочию увидеть, насколько эффективна эта методика.