Чтения корана на могиле. Акида, хадисы, фикх иншаллах на пути салафов Мнение мазхабов о чтении корана на кладбище

Полное собрание и описание: молитва при посещении могилы в исламе для духовной жизни верующего человека.

Молитва, читаемая при посещении мусульманских кладбищ:

Бисмиллахир рахманир рахим

Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!

ассаламу ала ахли ла илаха иллал лаху

Мир и приветствие уверовавшим в формулу: «Нет божества, кроме Аллаха!»

мин ахли ла илаха иллал лаху

От тех, кто уверовал в слова единобожия «Нет божества, кроме Аллаха!»

я ахла ла илаха иллал лаху

О, уверовавшие в слова: «Нет божества, кроме Аллаха!»,

бихакки ла илаха иллал лаху

заклинаю вас священными словами: «Нет божества, кроме Аллаха!»,

кайфа ваджадтум каула ла илаха иллал лаху мин ла илаха иллал лаху

какова была награда за то, что уверовали вы в слова: «Нет божества кроме Аллаха!», полученной вами от слов «Нет божества, кроме Аллаха!».

я ла илаха иллал лаху

О, Аллах! Нет божества, кроме Тебя,

бихакки ла илаха иллал лаху

Ради слов единобожия: «Нет божества, кроме Аллаха!»

игфир лиман кола ла илаха иллал лаху

Прости грехи тем, кто произнесет «Нет божества, кроме Аллаха!»

вахшурна фи зумрати ман кола ла илаха иллал лаху Мухаммадун расулул лахи Алиюн валиюл лахи

Воскреси нас среди тех, кто произносил «Нет божества, кроме Аллаха, Мухаммад – посланник Аллаха, Али – друг Аллаха!»

Что говорит Шариат о посещении кладбищ?

Мы все будем там…

Посещать кладбища желательно мусульманам-мужчинам, но нежелательно женщинам, кроме случая, когда посещений могил пророков, учёных-богословов, праведников (авлия) и близких родственников, но и это при соблюдении определённых условий. Об этом более подробно мы расскажем далее.

Человека, которого вы посещали при его жизни, будь то родственник, праведный человек или друг, желательно посещать и после его смерти, и сунной является и просить Всевышнего о милости для него. Также с целью пробуждения от беспечности рекомендуется вознамериться посещать любого усопшего, даже если он не относится ни к одной из упомянутых категорий.

Желательно часто посещать могилы праведных, благочестивых людей.

О посещении кладбища упоминается и в Священном Коране, и в хадисах Пророка (мир ему и благословение).

Всевышний в Коране говорит: (смысл): «Люди, которых Аллах возвеличил, одарив Раем, радуются тем, кто ещё не присоединился к ним (т. е. тем, кто на этом свете)» (сура «аль Имран», аят 170).

Из сказанного явствует, что обитатели Рая радуются, если те люди, которых они, покидая сей мир, оставили здесь, совершили благие деяния, и, соответственно, печалятся, когда они совершают плохие поступки.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в начальный период распространения Ислама запрещал посещать могилы до тех пор, пока окружающие люди не обретут истинное понимание основ религии (тогда среди окружающих племён всё ещё были свежи обряды язычества). В хадисе, переданном Муслимом, ан-Насаи, ат-Тирмизи и аль-Хакимом, говорится, что Пророк (мир ему и благословение) после того, как люди получили правильное понимание религии, сказал: «Я раньше запрещал вам посещение кладбища, теперь же посещайте его» .

В некоторых версиях Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Посещение кладбища напоминает о загробной жизни, прерывает мирские наслаждения и удовольствия, избавляет сердце от беспечности» .

Пророк (мир ему и благословение) на могиле своего молочного брата Усмана ибн Мазуна установил доску и сказал: «Благодаря этому (доске) я узнаю могилу своего брата» , т. е. узнаю, чтобы посещать её.

После великого сражения при Бадре Умар-асхаб (да будет доволен им Аллах) спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение), обращавшегося к убитым неверным: «Разве эти трупы язычников слышат твою речь?». На это Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Клянусь Аллахом, во власти которого находится моя душа, эти убитые курайшитские язычники слышат меня лучше, чем вы».

Есть хадисы, в которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обучает своих сподвижников, как при посещении кладбища приветствовать покойных, какую мольбу для них читать. Из их числа и следующее назидание, сделанное Пророком (мир ему и благословение) своей супруге Аише (да будет доволен ею Аллах):

«Скажи, о Аиша: “Мир и благополучие Аллаха вам, о верующие обитатели могил, и да смилуется Аллах над теми, кто умер прежде, и теми, кто присоединится к ним, и мы также, если на то будет воля Аллаха, присоединимся к вам!”». Хадис передали Муслим, Ахмад, ан-Насаи и аль-Байхаки.

Имама Ахмада спросили относительно посещения кладбища: «Лучше посещать его или воздержаться от этого?».

Имам Ахмад ответил: «Посещение кладбища – лучше» .

Имам аш-Шафии посетил могилу имама Абу Хани-фы. Во время посещения он совершил утренний намаз, не прочитав при этом молитву «Кунут» («Махдина»), которая читается в утреннем намазе. Когда его спросили о причине этого поступка, он ответил: «Я не прочитал её, оказывая почёт хозяину этой могилы» (по мазхабу имама Абу Ханифы в утреннем намазе не читается молитва «Кунут»).

Имам ан-Навави в своей книге «Маджму» пишет, что посещение кладбища (зиярат) для мужчин является сунной.

Также ибн Хаджар аль-Аскалани в книге «Фатх аль-Бари» отмечает: «Посещение могил является сунной».

Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет, что утверждения некоторых людей о том, что посещение кладбища по утрам и в предвечернее время и чтение там Корана и т. д. (т. е. совершение обряда «Кульху») якобы являются запретным новшеством, отвергаются, они не имеют под собой никакой почвы. Напротив, сунной является посещать могилу по утрам и вечерам и читать суры «аль-Ихлас», «аль-Фатиха» и посвящать вознаграждение покойному, и лучше всего читать это непосредственно возле могилы, сидя на той её стороне, где находится лицо умершего.

История Ислама свидетельствует о том, что мусульмане оказывали почёт и уважение своим умершим. Они соблюдали эту этику почитания для того, чтобы мы знали, что Аллах сохранил и саму святую могилу Пророка (мир ему и благословение). Также известны могилы обоих известных сподвижников, которые покоятся рядом с Посланником Аллаха (мир ему и благословение). Как бы некоторые группировки не выступали против и не настаивали на своём заблуждении, мы знаем, что Всевышний вложил в сердца мусульман любовь к Пророку (мир ему и благословение) и его сподвижникам.

Надеемся, что Создатель одарит нас истинными знаниями, чтобы посещать кладбища так, как нам велит Шариат, не выходя за его рамки. Существуют такие решения Шариата, которые могут обернуться для нас злом, когда мы не следуем принятым в нём канонам, подобно тому, как, например, при чрезмерном употреблении мёда у человека появляется аллергия.

Да сделает нас Создатель теми, кто искренне соблюдает всякое шариатское решение, выполняя все его необходимые условия (шуруты), столпы (арканы) и этические нормы (адабы)! Амин.

О посещении кладбища женщинами.

Что касается женщин, то им нежелательно (караха) посещать кладбища, кроме могил пророков, богословов, святых (авлия), а также близких родственников, и то при условии, что кладбище находится в пределах населённого пункта. В таком случае их посещение даже является сунной. Если же кладбище находится за его пределами, тогда посещение его разрешается лишь в присутствии дозволенного Шариатом мужчины. Посещение женщинами могил тех, кто не входит в указанный перечень, является нежелательным, даже в пределах населённого пункта.

Некоторые учёные утверждают, что это запретно, но есть и такие, которые говорят, что это дозволено.

В примерах из жизни Пророка (мир ему и благословение) также мы можем найти подобные случаи. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обучал свою жену Аишу (да будет доволен ею Аллах) словам, которые рекомендовано читать на кладбище, а своей дочери Фатиме (да будет доволен ею Аллах) говорил, чтобы она посещала могилу Хамзы (дяди Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)).

Помимо того, для женщин, намеревающихся посетить могилы, существуют ещё определенные условия, а именно: необходимо иметь разрешение мужа или опекуна, быть одетой только в дозволенную Шариатом одежду, не вести на кладбище разговоров о мирском, не рыдать и не смешиваться с мужчинами. При несоблюдении перечисленных условий посещать кладбища женщинам однозначно запрещается. Согласно хадису Пророка (мир ему и благословение), тех из женщин, которые нарушают вышеуказанные условия и всё-таки посещают кладбища, постигает проклятие. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил об этом так: «Аллах проклял женщин, посещающих кладбища».

Учёный-богослов аль-Кальюби пишет: «Женщине, даже соблюдающей срок идда после смерти мужа, запрещается посещать кладбища» . Поэтому необходимо довести это до женщин, которым, в свою очередь, следует обратить на это большое внимание.

Выражаясь кратко, смысл посещения кладбищ и могил заключается в том, чтобы обратиться ко Всевышнему с мольбой об усопших, почитать по возможности Коран и помнить о грядущей смерти.

Да поможет Всевышний всем вести себя так, чтобы Он был доволен нами! Амин.

Ислам в Азербайджане

Какие молитвы следует читать при посещении могилы?

При посещении могил, при входе на кладбище надо приветствовать души всех покоящихся там людей, и желательно 11 раз прочитать суру аль-Ихлас.

Было бы хорошо, чтобы человек, стоя вдоль могилы лицом к Кыбле, положил руки на могилу и семь раз прочитал суру Аль-Кадр. Чтение сур аль-Фатиха и аль-Ихлас, вслух суры Йа-син также приветствуется, то есть является мустахабом. Эти молитвы являются своего рода подарком для души умершего. Пророк всегда настаивал: «Посылайте дары усопшим».

Он говорил, что души умерших спускаются с небес и приходят к дверям того дома, где жили. Они голосом, которого не слышат их близкие, родственники, дети, просят от них подарка.

Самым хорошим подарком для усопших является молитва Аллаху для их прощения, раздавать милостыню, садага, а саваб дарить их душам, посещать их могилы, читать на могиле Коран.

Также рекомендуется три раза прочитать у могилы такую молитву: «Аллахумма инни асалюка бихагги Мухаммадин ва али Мухаммадин ан ла туаззиба хазал-меййит» (О, Всевышний, ради Мухаммеда и Али-Мухаммеда я прошу Тебя не причинять страданий этому усопшему).

В Азербайджане имамы мечетей будут получать зарплату

Один из ликвидированных во время cпецоперации в Дагестане боевиков был депутатом

Сын Муаммара Каддафи намерен баллотироваться в президенты Ливии

Мубариз Гурбанлы: Некоторые из азербайджанских детей возвращены из Ирака на родину

Совершает ли грех человек, который заранее покупает себе саван, даже роет себе могилу? Ислам в вопросах

Трамп сравнил с мусором иммигрантов, прибывших благодаря визовой лотерее

В компаниях по продаже лекарств выдают премию за привлечение новых членов. Дозволено ли это? Ислам в вопросах

Четыре палестинца погибли при столкновениях в Израиле

«Верните Кудс Израилю!». Наша реплика

Горькая правда из уст израильского ученого Видео

“Дорога к совершенству: примеры из жизни исламских мистиков” – 11 Видео

Махмуду Аббасу подарена энциклопедия об Исламском наследии Азербайджана

Дозволено ли женщине обезглавливать животное? Ислам в вопросах

СГБ: 16 террористов были уничтожены при попытке оказать вооруженное сопротивление

Путин: Как Украина терпит то, что делает Саакашвили?

США ударили по Сирии: десятки погибших

Израильский министр: “Мы готовы стереть с лица земли Ливан”

Военнослужащий азербайджанской армии стал шехидом

Washington Post: Почему Россия победила США на Ближнем Востоке?

Copyright 2002-2016, Центр Религиозных Исследований, All Rights Reserved.

Посещение могил усопших считается сунной в Исламе. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я одно время запрещал вам посещать могилы. Теперь же можете посещать их. Это напомнит вам о вечности».

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил о том, что мусульманам предписано посещать могилы своих родственников и друзей, обращаться к ним с приветствием и посвящать им дуа. Ведь мусульмане не забывают об ушедших после смерти. Посещая могилы предков, мы просим прощения за грехи усопших.

В одном из хадисов сказано: «Когда какой-нибудь мусульманин проходит мимо могилы своего брата по вере, с которым он был знаком в мирской жизни, и приветствует его, Аллах возвращает душу умершего человека в тело, и он отвечает на приветствие своего брата».

Однажды Аиша (да будет доволен ею Аллах), любимая жена Пророка, увидела, что он возвращается с кладбища, и спросила его: «Коль мне придется пойти на кладбище, что нужно говорить?» Он ответил ей: «Скажи: «Приветствия мира вам, правоверные, обитающие в этих жилищах. Воистину, скоро мы присоединимся к вам. Да простит Аллах и нас, и вас, и всех мусульман»».

Умар ибн Аль-Хаттаб спросил Пророка об умерших в битве при Бадре: «Посланник Аллаха, как можно разговаривать с бездушными телами?». Он ответил: «Они слышат мои слова не хуже, чем вы, но они не могут мне ответить».

Когда мы читаем Коран для покойников на могилах или в других местах, при этом савабы от прочтения будут записаны умершим. (Ибн Абидин Раддуль Мухтар, I, 844).

Хадисы свидетельствуют о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приносил в жертву животных от имени своей общины, говорил о том, что разрешается чтение суры “Ясин” за покойников. Кроме этого Пророк говорил о том, что разрешается совершать хадж и раздавать милостыни от имени покойников. Также он говорил о том, что разрешено читать “Ясин” и “Ихлас” у могил.

В своей книге «Аль-Азкаре» имам Навави передает, что Имам Шафии и его друзья сказали: «Посетителю кладбища желательно (мустахаб) прочитать что-либо из Корана. Если же он сможет прочитать весь Коран, это еще лучше».

Молитва при посещении могилы в исламе

Вход пользователя

Посещение могил, его правила, и порицаемые действия, распространенные при этом

Посещение могил было запрещенным в начале Ислама, но потом было узаконено Посланником Аллаха, как пришло в хадисе: “Я запрещал вам раньше посещать могилы, но теперь посещайте же их, воистину, они напоминают вам о загробной жизни” (Абу Дауд, 2816, Муслим, 1623, Ан-Насаи, 4354, Тирмизи, 974, и др)

Сказал Аль-Альбани: “У посещения могил две цели: первая – получение пользы посещающими от напоминания о смерти, и о том, что их исход – либо Рай, либо Огонь, и это первая цель от посещения, как указывают на это предшествующие хадисы. Вторая же – это польза для мертвого, и проявление благочестия к нему через приветствие ему, и мольбы за него, и просьбы прощения у Аллаха для него, и это – только для мусульман” см. “Ахкамуль джанаиз”, 1-189

Сказал ан-Навави: “Собрались все ученые на том, что посещение могил – Сунна для мужчин, что же касается женщин, то касательно этого есть разногласие” (см. “Шарх Навави аля Муслим”, 7/46-47)

Однако, посещение могил, как и указал Посланник Аллаха, узаконено с целью размышления и напоминания о загробной жизни, а не с какой либо иной, как делают в наше время различные невежественные люди, устраивая на могилах праздники, маулиды, и тому подобное. И мы перечислим в этой краткой статье некоторые деяния, запрещенные при посещении могил.

Узаконенные деяния при посещении могил

Как и сказал Посланник Аллаха, посещение кладбищ узаконено для размышления о смерти и вечной жизни, поэтому нужно сконцентрироваться на мыслях об этом, и отстраняться от пустых мыслей и разговоров.

Также узаконено дуа за мертвых мусульман, об их прощении и милости к ним.

Передал имам Ахмад, от Аиши, что Посланник Аллаха выходил на кладбище Баки, и делал дуа за погребенных там, и она спросила его об этом, и он сказал: “Было мне приказано делать дуа за них” (Ахмад, 6-252, сказал шейх Аль Альбани: “Сахих”)

И Сунна – делать дуа Всевышнему Аллаху за умерших мусульман, прося Его о милости к ним, и прощении для них.

Разрешается поднятие рук для дуа, поскольку передала Аиша, что Посланник Аллаха делал так. (Ахмад, 6-92, Малик, 1-239, Насаи, 1-287, с хорошим иснадом)

И перечислим те дуа, что пришли в Сунне, при прохождении у ворот кладбищ или при входе на них.

1. (السَّلَامُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ مِنْ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ لَلَاحِقُونَ أَسْأَلُ اللَّهَ لَنَا وَلَكُمْ الْعَافِيَةَ)

(Ассаламу алейкум ахляддияри миналь му’минина уаль муслимин, уа инна, ин ша’Аллаху ляляхикун. Ас’алю Ллаха ляна уа лякум аль-афия)

“Мир вам, о обитатели жилищ, верующие мусульмане! Воистину, мы, если пожелает Аллах, присоединимся к вам. Прошу Аллаха для нас и для вас благополучия!” (Передал Муслим, 1620)

2. (السَّلَامُ عَلَى أَهْلِ الدِّيَارِ مِنْ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ وَيَرْحَمُ اللَّهُ الْمُسْتَقْدِمِينَ مِنَّا وَالْمُسْتَأْخِرِينَ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لَلَاحِقُونَ)

(Ассаламу аля ахли ддияри миналь му’минина уаль муслимин, уа йархаму Ллахуль мустакдимина минна уаль муста’хирин, уа инна инша’Аллаху бикум ляляхикун)

“Мир обитателям жилищ из числа верующих мусульман! И да смилуется Аллах над предшествующими из нас, и задержавшимися! И воистину, мы, если пожелает Аллах, присоединимся к вам” (Передал Муслим, 1619)

3. (السَّلَامُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ مِنْ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لَاحِقُونَ أَنْتُمْ لَنَا فَرَطٌ وَنَحْنُ لَكُمْ تَبَعٌ أَسْأَلُ اللَّهَ الْعَافِيَةَ لَنَا وَلَكُمْ)

(Ассаламу алейкум ахля ддияри миналь му’минина уаль муслимин. Уа инна, инша’Аллаху бикум ляхикун. Антум ляна фаратун, уа нахну лякум табаун. Ас’алю Ллахаль афията ляна уалякум)

“Мир вам, о люди жилищ, верующие мусульмане! Воиистину, мы если пожелает Аллах, присоединимся к вам. Вы для нас предшественники, а мы за вами последуем. Прошу у Аллаха благополучия для нас и для вас” (Ан-Насаи, 2013, иснад достоверный)

4. السَّلَامُ عَلَيْكُمْ دَارَ قَوْمٍ مُؤْمِنِينَ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لَاحِقُونَ وَدِدْتُ أَنَّا قَدْ رَأَيْنَا إِخْوَانَنَا)

(Ассаламу алейкум дара коумин му’минин, уа инна, инша’Аллаху бикум ляхикун, уадидту анна код ра’айна ихванана)

“Мир вам, о жилище народа верующего. Воистину, мы, если пожелает Аллах, присоединимся к вам. Хотел бы, чтобы мы увидели наших братьев (в вечной жизни) (Муслим, 367)

Разрешено ли женщине посещать могилы?

Ученые разошлись на три мнения в этом вопросе: запретность, разрешенность с нежелательностью, и разрешенность без нежелательности. И третье мнение – это риваят от Ахмада, и также сказал Малик, и некоторые ханафиты. И это мнение более правильное. И на дозволенность следующие аргументы:

1. Хадис Анаса: «Прошел Посланник Аллаха, да благословит Аллах и приветствует, мимо женщины, которая плакала около могилы, и сказал ей: «Бойся Аллаха, и терпи!» (Бухари, 1283, Муслим, 927) . И Посланник Аллаха приказал ей не плакать, однако не запретил ей само посещение.

2. Аиша посещала могилу своего брата. И передается от Ибн Аби Маликата, что Аиша пришла с кладбища однажды, и он спросил ее: «О мать правоверных, откуда ты пришла?» И она ответила: «С могилы своего брата, АбдурРахмана ибн Аби Бакра». Он сказал ей: «А не запрещал ли Посланник Аллаха посещать могилы»? Она ответила: «Да, запрещал, а затем приказал посещать их» (Хадис достоверный, Хаким, 1-386, Бейхакы, 4-78, и основа его есть у Ибн Маджи (1569))

3. Обобщенность на мужчин и женщин слов Посланника Аллаха: «Раньше я предостерегал вас от посещения могил, но теперь посещайте их..» (Муслим, 977, Абу Дауд, 3235, Ан-Насаи, 4-89, Тирмизи, 1054)

“Основа в обращении – то что оно идет одновременно к мужчинам и женщинам, и не разрешено разделять между ними кроме как имея доказательство на это” (см. “Дурус Аби Исхак”, 4-18)

Деяния, запрещенные при посещении могил

Сюда входит дуа к мертвым об удовлетворении нужд и прощении грехов, обет им, закалывание для них жертв, тауаф (обход) вокруг их могил, и тому подобное. Все эти обряды являются видами поклонения, которые нельзя отдавать никому кроме Аллаха.

Сказал Всевышний Аллах: “Скажи: “Воистину, моя молитва, мое жертвоприношение, и моя жизнь, и моя смерть – все это для Аллаха, Господа миров, нет Ему сотоварища.” (сура аль-Анам 172-173)

Сказал также Аллах: “Кто же более заблудший, чем тот, кто взывает к кому-либо помимо Аллаха, кто не ответит ему вплоть до Судного Дня”. (аль-Ахкаф, 5-6)

Передал Муслим от Али ибн Аби Толиба в своем Сахихе, что тот сказал: “Сказал мне Посланник Аллаха о четырех: проклял Аллах того, кто режет для кого-либо помимо Аллаха… (Муслим 1978)

Также сказал Посланник Аллаха: “Кто умер и при жизни он делал дуа к кому-либо помимо Аллаха, тот будет в Огне.” (Передал Бухари 4137)

Сказал Посланник Аллаха: “Да падёт проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в места поклонения!” (Аль-Бухари 1/144, 6/359, 8/108 и 10/234, Муслим 531)

Также сказал: «Наихудшими из людей являются те, кого Час застигнет живыми и которые превращают могилы в мечети» . (Этот хадис также передал Абу Хатим в “ас-Сахихе” Ахмад 1/435. Ибн Хиббан (340) назвал его достоверным)

Аиша передала о том, что Умм Салама рассказала посланнику Аллаха о церкви, которую она видела в Эфиопии и об иконах, которые в ней были. Он сказал: “Когда у них умирает праведный человек или праведный раб Аллаха, они сооружают на его могиле мечеть и рисуют в ней его изображения. Это наихудшие из творений Аллаха” (Аль-Бухари 1/(438 и 444), 3/167, 7/145, Муслим 528)

3. Проведение на могилах каких-то праздников и маулидов

Запрещается проведение на могилах каких-то празднеств и маулидов. Сказал Посланник Аллаха: “Не делайте мою могилу местом для сборищ и празднеств” (Абу Дауд, 1/319, Ахмад, 2-367, и др, назвали хорошим шейх-уль Ислам Ибн Теймия, хафиз Ибн Абдуль Хади, и др.)

И если Посланник Аллаха запретил устраивать праздники на его могиле, то что говорить про могилы кого-то другого?

Сказал аль-Альбани: “Этот хадис – доказательства на запрет устраивания праздников на могилах Пророков и праведников” см. “Ахкамуль джанаиз”, 1-220

К тому же, устраивание на могилах празднеств и маулидов противоречит цели посещения могил, о которой сказал Посланник Аллаха, а это напоминание о загробной жизни.

Этому деянию нет подтверждения в достоверной Сунне, поэтому это является порицаемым нововведением.

Сказал Аль-Альбани: “Что же касается чтение Корана при посещении могил, то это из того чему нет основы в Сунне, однако упомянутые хадисы о посещении могил указывают на отсутствие законности этого, ведь если бы это было узаконено, то непременно делал бы это Посланник Аллаха, и научил бы этому своих сподвижников, особенно когда спросила его Аиша, что ей говорить, когда она будет посещать могилы, и он научил ее лишь саляму и дуа” (см. “Ахкамуль джанаиз”, 1 /191)

И также, ясное указание на то, что на кладбищах не читается Коран, содержится в хадисе, который передал имам Муслим: “Не превращайте ваши дома в кладбища, воистину, шайтан убегает из дома, в котором читается сура “Аль-Бакара” (Муслим, 2-188, Тирмизи, 4-42, и др)

И сравнил Посланник Аллаха дом, в котором не читается Коран, с кладбищем, и это подкрепляет тот смысл, о котором идет речь.

Сказал имам Абу Бакр аль-Марузи, один из главных учеников имама Ахмада:

القراءة عند القبر بدعة، وإن نذر أن يقرأ كفر عن يمينه، ولم يقرأ لما روى أبو هريرة عن النبي ـ صلى الله عليه وسلم أنه قال: لا تجعلوا بيوتكم مقابر، فإن الشيطان ليفر من البيت يقرأ فيه البقرة فلولا أن المقبرة لا يقرأ فيها لم يشبه البيت الذي لا يقرأ فيه بالمقبرة

“Сказал имам Ахмад : “Чтение у могилы – нововведение. И если кто то дал обет так делать – пусть искупит его, но не читает. И довод на это – то что передал Абу Хурейра от Пророка (мир ему): “Не превращайте ваши дома в кладбища, воистину шайтан бежит из дома где читается сура аль-Бакара”. И уподоблен дом в котором не читается Коран кладбищу, лишь потому что на кладбище нельзя читать”

Вопрос: У меня есть несколько вопросов относительно посещения кладбищ:


1. Хотелось бы узнать – какой метод посещения кладбищ соответствует Сунне: какие суры и дуа следует читать, в какие дни это лучше делать и т.д.?


2. У меня есть привычка регулярно посещать могилу своего отца. Я совершаю это как желательное действие с надеждой на вознаграждение – правильно ли я поступаю?


3. Есть ли доказательства из Сунны, что наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) имел обыкновение посещать могилы?


4. Можно ли приносить цветы на могилы, и какие добрые дела мы можем сделать для умерших?


Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

1. Что касается правил посещения кладбища:

Можно посещать кладбище в любое время, однако предпочтительно совершать это в пятницу, находясь при этом в состоянии ритуальной чистоты (тахарат). Если человек находится в состоянии джанаба (большого осквернения), ему нельзя читать Коран в таком состоянии, даже если он не прикасается к Корану. Тем не менее, посещать кладбище в таком состоянии ему разрешается, и он может читать дуа.

Когда человек заходит на кладбище, ему следует вначале поприветствовать обитателей могил, сказав им:

السلام عليكم دار قوم مؤمنين ، وإنا إن شاء الله بكم لاحقون


«Мир вам, о, обитатели могил из числа верующих. Мы тоже присоединимся к вам по воле Аллаха».
(Раддуль Мухтар, т. 2, с. 242).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал в хадисе:

من دخل المقابر فقرأ سورة يس خفف الله عنهم يومئذ ، وكان له بعدد من فيها حسنات


«Если кто-то входит на кладбище, читая суру Ясин, Аллах облегчает наказание (в могиле) в это время, и вознаграждение распределяется по числу людей (в могилах)» .
(Шарх ас-судур фи ахваль аль-маута валь-кудур ли Суюты, с. 304)

Однако, если это представляет трудность, можно прочитать следующие отрывки из Корана:

· Суру аль-Фатиха и первые пять аятов суры Бакара;

· Последние аяты суры Бакара;

· Суру аль-Мульк;

· Суру ат-Такасур;

· Суру аль-Ихляс три, семь, одиннадцать или двенадцать раз.

После чтения Корана следует просить Аллаха передать вознаграждение за чтение обитателям могил. Можно также сделать дуа для умерших во время посещения кладбищ:

وفي شرح اللباب ويقرأ من القرآن ما تيسر له من الفاتحة وأول البقرة إلى المفلحون وآية الكرسي - وآمن الرسول - وسورة يس وتبارك الملك وسورة التكاثر والإخلاص اثني عشر مرة أو إحدى عشر أو سبعا أو ثلاثا ، ثم يقول : اللهم أوصل ثواب ما قرأناه إلى فلان أو إليهم .

(Раддуль Мухтар, т. 2, с. 242, Фатава Махмудийя, т. 9, с. 191).

2. Посещение могил действительно считается желательным действием (мандуб) (1) (2).

В посещении могил содержится множество пользы: посетитель вспоминает о смерти, о краткости своей жизни и бренности мирского (дунья). Умершие также получают пользу, поскольку посетители делают для них дуа и передают им награду за чтение Корана.

3. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) имел обыкновение посещать кладбище аль-Бакы в Медине и делал дуа за тех, кто там похоронен (3).

4. Некоторые мусульмане приносят цветы на могилы умерших. Эта практика не имеет никакого основания в шариате. Это обычай неверующих людей – выражать таким образом свою скорбь или добрые чувства к умершим. Чтобы принести действительную пользу умершим, следует совершать ибадат (поклонение) и передавать им награду за него – например, читать Коран, держать посты или совершать желательные намазы; можно давать садаку от имени умершего. Эти действия будут полезными и принесут, иншаАллах, пользу умершим.

А Аллах знает лучше.

Асиф Умар,

Сухайл ибн Ариф,

Студенты Даруль Ифта.

Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи.

قوله وبزيارة القبور) أي لا بأس بها، بل تندب كما في البحر عن المجتبى)

رد المحتار، ٢ / ٢٤٢

وفي هذا الحديث دليل لاستحباب زيارة القبور والسلام على أهلها والدعاء لهم والترحم عليهم

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Всевышний Аллах сказал: «Нет человеку ничего, кроме того, к чему он стремился» (ан-Наджм, 39).

Это обобщенный аят из Книги Аллаха! А чтобы сделать из него какие-либо исключения, необходимы доводы из Корана и Сунны, а не просто слова каких-либо имамов, ведь ни чьи слова не могут конкретизировать или же обобщить тот или иной аят или же хадис!

Имам ‘Изз ибн Абду-Ссалям сказал: “Если кто-то совершил благодеяние ради Аллаха и хочет, чтобы награда за это перешла кому-нибудь из живых или мертвых, то до них эта награда не дойдет, поскольку «нет человеку ничего, кроме того, к чему он стремился» . (Сура “Звезда”, 39) . И если он совершает какое-нибудь деяние, одобряемое шариатом, намереваясь сделать это за умершего, то это не будет засчитано умершему, кроме того, что исключил из этого сам шариат, то есть милостыня, пост и хадж” . См. «Фатау ‘Изз ибн Абду-Ссалям» 2/24.

Что касается упомянутых хадисов и сообщений, то нет среди них ни одного достоверного, а само упоминание просто источника, в которых они приводятся, не говорит ни о чем, а тем более о достоверности этих сообщений!

ЧТЕНИЕ КОРАНА УМЕРШИМ.

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного! Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословление пророку Мухаммаду и его семье. Да будет доволен Аллах его сподвижниками, и да смилуется Он над теми, кто последовал за ними в благочестии.

Как передавали, Умар ибн Хаттаб сказал: «Посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллам) сказал: «Поистине дела оцениваются только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) то, что он намеревался (обрести), и поэтому (человек, совершавший) хиджру к Аллаху и посланнику Его, переселится к Аллаху и его посланнику, переселявшийся же ради чего-то мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся» .

Как передал имам Навави, да помилует его Аллах: «Абу Саид Абд ар-Рахман ибн Махди сказал: «Пусть начинает с этого хадиса каждый, кто пожелает написать книгу» .

Практика чтения Корана умершим была широко известна в Исламской общине на протяжение веков. Это разрешалось факихами, мухадисами, и крупнейшими Имамами нашей общины.

К огромному сожалению в наше время появились некоторые горе проповедники, которые назвали это действие новшевством, и обвинили мусульман в нововведение!

В этой работе с помощью Аллаха Всевышнего мы с вами рассмотрим доводы в пользу дозволенности чтения Корана умершим. Для пользы я разбил книгу на несколько глав. Чтобы заострить внимание читателя, некоторые особые моменты будут отмечены красным цветом.

Пятница 16, Джумада ас-Саний, 1437 год.

Баку, Азербайджан. Абу Румайса аль-Ханафи

Глава первая. Доводы из хадисов.

1) Имам Абу Дауд ас-Сиджистани передал в книге «ас-Суннан» со слов Макиля ибн Йасара, что посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Читайте (суру) Йасин своим умершим ».

Это предание, иногда с небольшой разницой в тексте, также передали ибн Хиббан в «ас-Сахих», Ахмад ибн Ханбаль в «Муснаде», ат-Табарани в «аль-Муджам аль-Кабир», ибн Абу Шейба в «аль-Мусаннаф» и тд.

Хадис посчитали достоверным ибн Хиббан, Хаким и Захаби согласился с ним в этом .

Шейх Шуайб аль-Арнаут сказал: «Извод предания слабый по причине неизвестности (передатчиков) Абу Усмана и его отца. Сулайман ат-Тайми это ибн Тархан, ибн Мубарак это Абдуллах. Ибн аль-Гаттан указал на изъян (хадиса) в (книге) «Байан аль-Вахам аль-Ихъям» по причине путанницы и неизвестности Абу Усмана и также его отца. И сказал Даракутни как приводится в (книге) «Талхис аль-Хабир» (2/104): Это предание со слабым изводом, и неизвестным текстом. И нет достоверного предание в этом вопросе » .

Можно ли следовать слабым преданиям?

Как видит дорогой читатель, предание не является вымышленным. Знающие люди понимают разницу между словами ученого «предание слабое» и словами «извод предания слабый». Как мы увидим с помощью Аллаха далее в нашей работе, есть множество преданий, которые подкрепляют этот хадис. Но даже если мы признаем, что это предание слабое, хочется напомнить читателям слова имама Навави. В своей книге «аль-Азкар» он писал: «Улемы из числа мухаддисов, факихов и других знатоков религиозных наук говорили, что допустимо и желательно заниматься достойными делами, на которые есть указания в слабых хадисах, если только они не являются подложными, как желательно использовать такие хадисы с целью исправления, побуждения и устрашения » . В предисловие к своей другой работе «40 хадисов», имам Навави писал: «Учёные единогласны в дозволенности следования за слабым хадисом в области праведных дел ».

Нет сомнения в том, что чтение Корана является праведным делом. Учитывая, что приведенный высше хадис не является вымышленным или крайне слабым, ему можно следовать. И никто не имеет право обвинять мусульман, которые читают суру «Йасин» умершим в нововведение.

Хукм этого предания:

Шейх, имам, аллама Бадрутдин аль-Айни аль-Ханафи сказал в книге «Умдатуль Кари шарху сахих аль-Бухари» : «Это предание свидетельствует, что покойный получает пользу от чтения Корана около него, и он является доводом против тех, кто утверждает, что покойный не получает пользы от чтения Корана ».

Как отметил шейх Атия ибн Мухаммад Салим (ум 1420) в книге «Шархуль булуг аль-Марам» : «В этом вопросе есть противоречие. Следует ли ее читать нашим умершим после того как они скончались? Или ее следует читать нашим умершим после того как их похоронили? Или же ее надо читать когда они находятся на смертном одре? »

Ибн Хиббан аль-Бусти сказал: «Тут имеется ввиду тот, к кому пришла смерть. То есть он лишь в начале (этого пути). Что касается умершего, то для него не читается » .

Имам Абуль Хасан ас-Синди аль-Ханафи (рахматуллахи алайх) комментируя это предание, сказал: «Его слова «(Читайте суру Йасин) вашим умершим, означают, что ее следует читать (человеку) который находится при смерти, или (также можно) после смерти » .

Шейх ибн Абдульбари аль-Ахдал (ум 1298 по хиджре) сказал в книге «Ифадатуль туллаб» : «Сказал ас-Суюти и другие (ученые) из числа шафиитов, что под умершим (в этом предание) имеется ввиду тот кто находится при смерти, потому что над уже усопшим человеком не читают. Но это мнение не является общим, другие (ученые) сказали, что под умершим тут имеется ввиду тот, кто действительно уже умер. И это более правильно. Ведь принимать (шариатские) тексты в прямом смысле более правильно, чем принимать их иносказательно, если только нет для этого преграды. И мнение, что над умершим не читают, не подкреплено доводом. Напротив оно отвергается законностью чтения над умершим во время заупокойной молитвы, и это не делается кроме как с целью принести пользу усопшему ».

2) Имам Бухари передал в своем сборнике «ас-Сахих» со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришла какая-то женщина из племени джухайна и сказала: «Моя мать дала обет совершить хаджж, но умерла, так и не совершив его. Могу ли я совершить этот хаджж за неё?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Да, соверши хаджж за неё. Скажи, если бы у твоей матери остался долг, разве ты не заплатила бы его? Платите же долги Аллаху, ибо Он больше всех достоин (того, чтобы с Ним) рассчитывались сполна! »

Хукм преданий.

Хадж и пост являются видами поклонения, также как и чтение Корана является поклонением. Если мусульманину дозволено совершать паломничество и держать пост за умершего, ему также будет дозволено читать Коран за умершего.

3) Имам ат-Табарани передал в «аль-Муджам аль-Кабир» со слов Абдуллах ибн Умара, что посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Если умрет кто-либо из вас не задерживайте его, поторопитесь его похоронить. И прочитайте около его головы суру аль-Фатиха, и около его ног концовку суры аль-Бакара ».

Имам аль-Хейсами в «Маджмау заваид» отметил, что в изводе предания есть Йахъя ибн Абдуллах аль-Бабалти, и он слабый рассказчик.

4) Абу Бакр ибн Абу Шейба передал в своей книге «аль-Мусаннаф» (№10848) от имама аш-Шаби, что он сказал: «Ансары читали суру аль-Бакара около умерших ».

В изводе предания Муджалид, который был чрезвычайно слабым рассказчиком.

Глава вторая. Мнения ученых четырех мазхабов.

Мнение Ханафитов.

Сказал имам, аллама ибн Абидин аш-Шами в книге «Раддуль Мухтар аля Дарриль Мухтар Шархуль Танвир аль-Абсар» : «Его слова «Пусть прочитает суру Йасин» сказаны по причине предания – «Тот кто войдет на кладбище и прочитает суру Йасин, Аллах облегчит в этот день (страдания) тех (кто похоронен там), а ему запишется столько добрых дел, сколько там похоронено людей ».

Там же ибн Абидин сказал: «И сказано в «Шархуль Лубаб»: «И пусть он прочитает из Корана, что является для него легким. (К примеру) суру аль-Фатиха, начала суры аль-Бакара до слов «аль-муфлихун», Аят Трона, (конец суры со слов) «Уверовал Посланник» (аль-Бакара 285 аят), суру Йасин, Мульк, ат-Такасур, и Ихлас – 12 раз, или 10, или 7, или 3 раза. Затем ему следует сказать: «О Аллах, доведи /саваб/ за то, что я прочитал до такого-то, или до таких-то » .

Общеизвестный факт, что наш мазхаб строит большинство своих решений на словах Абдуллах ибн Масуда, и Ибрахима ан-Нахаи.

Абу Бакр аль-Халлал передал с изводом, что Ибрахим ан-Нахаи сказал: «Нет проблем с чтением Корана на кладбищах » .

Аллама Шурунбулали аль-Ханафи сказал в «Нурр аль-Иддах» : «Рекомендуется мужчинам и женщинам посещать могилы в соответствие с наиболее правильным мнением. И желательно читать (там) суру Йасин, так как передавалось (в предание): «Тот кто войдет на кладбище и прочитав суру Йасин, подарит (нааграду) усопшим, Аллах облегчит (им) в этот день, а ему даруется награда равная количеству (похороненных там людей) ».

Можно ли брать плату за чтение Корана?

К сожалению мы живем в такое время когда большинство мусульман не могут читать Коран на арабском языке. Возникает соблазн нанять какого-то человека, чтобы он читал Коран для умершего.

Аллама Мухаммад Алаутдин ибн Абидин аш-Шами аль-Ханафи сказал: «Харам (запрещено) получать плату за совершение зикров и чтение Корана » .

Подобный запрет и желание мусульман принести пользу своим умершим, подвигнет некоторых ленивых правоверных на изучение арабского языка и Книги Аллаха. Так же подобный запрет преградит путь нечистым на руку людям, которые кормятся, читая Коран за деньги.

————————————————————————————————————

Мнение шафиитов.

Сказал имам Джалал ад-Дин ас-Суюти в своей книге «Шарху судур» (стр 297): «Затем они разошлись во мнениях доходит ли награда (от чтения) Корана до умерших. И большая часть праведных предшественников (салафов), и три Имама придерживались мнения, что (награда) доходит , и этому противоречил наш имам аш-Шафи, который основывался на словах (Всевышнего) «Человек получит только то, к чему он стремился» (сура ан-Наджм 39 аят). Те кто придерживался первого мнения отвечали на этот довод двумя способами, первый, это утверждение, что этот аят отменен словами Всевышнего «Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере» (сура ат-Тур 21 аят) . (Этот аят свидетельствует, что) дети войдут в рай по причине благости родителей. Второй ответ заключался в том, что (хукм аята на которым основывался имам Шафи) касался лишь общины Мусы и Ибрахима, да пребудет с ними мир. А что касается этой общины, то для нее то к чему она стремилась, и то к чему стремились ради нее, как сказал Икрима. И третий ответ, что в (аяте «Человек получит только то, к чему он стремился») под человеком имеется ввиду неверующий . Что касается верующего то он получит то к чему стремился, и к чему стремились ради него » .

Эти же три пункта привел в своей книге имам ас-Сафарини аль-Ханбали под заглавием «Ответ джумхура на аят» .

Касательно аята 39 суры ан-Наджм – «Человек получит только то, к чему он стремился».

Имам Джалал ад-Дин ас-Суюти передал в своем комментарии «Дурр аль-Мансур» : «Привели Абу Дауд и ан-Наххас в (книгах по) насху , а также ибн Джарир, ибн Мунзир, ибн Мардавейх, что ибн Аббас сказал об этом аяте: «После этого Аллах ниспослал: «Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере» (сура ат-Тур 21 аят) – Аллах ввел детей в рай посредством их родителей ».

Смотрите также «Тафсир» имама ибн Джарира ат-Табари к аяту 39 суры ан-Наджм; «Джамиуль ахкам аль-Куран» имама аль-Куртуби, тафсир к к аяту 39 суры ан-Наджм; ас-Салаби (ум 427 х) «аль-Кашф валь-Байан».

——————————————————————————————————————

Один из крупнейших шафиитских ученых всех времен, имам Навави сказал в книге «аль-Азкар» (стр 207): «Сообщается, что ‘Усман бин ‘Аффан, да будет доволен им Аллах, сказал: − Обычно после завершения погребения покойного пророк, (некоторое время) стоял у его (могилы), а потом говорил: «Молите (Аллаха) о прощении для вашего брата и просите, чтобы Аллах (его) укрепил, ибо, поистине, сейчас ему задают вопросы».

Аш-Шафи‘и и его последователи говорили: «Желательно также почитать у (могилы покойного) что-нибудь из Корана». И они говорили: «А если Коран прочтут полностью, будет прекрасно».

Имам Навави также сказал в книге «аль-Азкар» (стр 211): «Улемы расходятся по вопросу о том, получит ли покойный награду за чтение Корана.

Большинство шафиитов и некоторые приверженцы других мазхабов считают, что награды за это покойный не получит, тогда как Ахмад бин Ханбаль, некоторые другие улемы и часть приверженцев аш-Шафи‘и придерживаются мнения, что покойный получит награду за это. После завершения чтения желательно, чтобы человек сказал: «О Аллах, даруй такому-то награду за то, что я прочитал!» − а Аллах знает об этом лучше. Кроме того, желательно воздать хвалу покойному и упомянуть о его достоинствах ». (конец цитаты)

Обратите внимание, имам Шафи отрицал дозволенность чтения Корана умершим в некоторых преданиях. Несмотря на это шейхи из числа шафиитов не обвиняли в нововведение тех кто читает Коран умершим! Что стало с общиной мусульман в наши дни?!!

Имам Куртуби привел в своей книге «аль-Тазкирах»: «Шейх Иззаддин ибн Абдуссалам давал фетву, что до усопшего не достигает награда, которую ему подарили чтением (Корана). Когда он умер некоторые его сподвижники увидели его во сне, и спросили: «Ты говорил, что до умершего не додит награда, которую ему подарили чтением (Корана), и как это на самом деле?» И сказал он: «Я говорил это будучи в том мире, а сейчас я отверг эти слова так как увидел награду Аллаха за это. Он доводит (награду) до него (усопшего) » .

Стоит также отметить, что как передавалось имам Шафи сперва отрицал дозволенность чтения Корана умершим, а затем поменял свое мнение.

Сказал имам Навави: «Наш имам Шафи сперва отрицал это (дозволенность чтения Корана умершим), затем он поменял свое мнение, когда до него дошли сообщения (говорящие о дозволенности чтения Корана умершим) » .

Имам Абу Бакр аль-Халлал передал с изводом от аль-Хасана ибн ас-Сабаха аз-Зафарани, который сказал: «Я спросил Шафи о чтение (Корана) около могил. Он сказал: «С этим нет никаких проблем » .

Мнение Ханбалитов.

В книге «аль-Бахру аз-Захир» приводится предание от Али ибн Мусы ал-Хаддада: “Я присутствовал на похоронах вместе с Ахмадом ибн Ханбалом и Мухаммадом ибн Кудамой ал-Джавхари, после того как покойный был похоронен, слепой человек сел и начал читать Коран. Ахмад, увидев это, сказал ему: «Эй, чтение (Корана) около могил есть новшевство!». Когда мы покинули кладбище Мухаммад ибн Кудама сказал имаму Амаду ибн Ханбалю: “О Абу Абдуллах, что ты скажешь о Мубашшире ал-Халаби?”, имам Ахмад сказал: “Он надежный человек». (Ибн Кудама спросил): «Ты записывал от него кое-что?”. Имам сказал: «Да». И тогда Ибн Кудама сказал: «Передал мне Мубашир от Абдуллах ибн Ладжладжа, который рассказал от своего отца, что он завещал, чтобы после его похорон около его головы прочитали начало и конец суры аль-Бакара. Он также сказал, что слышал как Абдуллах ибн Умар оставил такое же завещание». Имам Ахмад сказал: «Вернись и скажи мужчине, чтобы продолжал читать ».

Хадис Ладжаджа с цепочкой передатчиков передал имам ибн Асакир в «Тарих мадинатуль димашк» (50/297) , имам ат-Табарани в «Муджам аль-Кабир» (19/220-221) . Имам аль-Хейсами в «Маджмау заваид» сказал, что на рассказчиков Табарани можно положиться — /маусукун/. Ибн Муфлих аль-Макдиси отметил, что предание достоверно.

Имам Газали в «аль-Ихъя» и Абдульхаг в «аль-Акибат» передали, что имам Ахмад сказал: «Если вы заходите на кладбище прочитайте суру аль-Фатиха, аль-Муавизатейн , и «Скажи Он Аллах Единый», и даруйте это обитателям могил, воистину это дойдет до них .

Со слов имама Ахмада это также передавал Мухаммад ибн Ахмад аль-Марвази .

Шейх, аллама, мухадис Шамсуддин Мухаммад ибн Муфлих аль-Макдиси сказал: «Достоверно передалось, что ибн Умар завещал прочитать около его (могилы) начало и конец суры аль-Бакара. И по этой причине Ахмад отошел от мнения, что это не желательно» .

Как передавал имам Абдуллах ибн Ах мад ибн Ханбаль: «Я слышал как моего отца спросили о человеке который станет читать (Коран) около могилы для покойного. Он ответил: «Надеюсь, что в этом нет вреда » .

Шейх Абдуллах ибн Абдуррахман аль-Бассам сказал: «Сказал имам Ахмад: «Передал мне Саффан, который сказал: «Шейхи говорили: «Если сура Йасин читается умершим, облегчаются им (страдания)». Ибн Хаджар в «аль-Исаба» отметил, что извод этого предания достоверный »

Шейх Нуратдин аль-Итр отметил, что цепочка передатчиков хорошая

Шейх Албани в «Ирва аль-Галиль» привел это предание следующим образом: «Что касается предания из «Муснада» (4/105) со слов Саффана, который рассказал от своих шейхов, что когда присутстовали около Гузайфа ибн аль-Хариса ас-Сумали когда усилилась его боль. Он сказал: «Если ли среди вас кто-то кто сможет прочитать суру Йасин?» Салих ибн Шарих ас-Сукуни начал читать суру, и когда он достиг 40 (аятов) (Гузайф) умер. Наши шейхи говорили: «Если сура Йасин читается умершим, облегчаются им (страдания)». Саффан сказал: «Иса ибн аль-Мутамар читал ее около ибн аль-Мабада».

Я (шейх Албани) говорю: «Этот извод достоверен до Гузайфа ибн аль-Хариса, да будет доволен им Аллах».

Шейх аль-Бассам также сказал: «Мазхабом имама Ахмада и большинства салафов является точка зрения, что (награда за совершения поклонений телом со стороны живого человека) дойдет (до умершего, если ее подарят) »

Сказал имам Шамсуддин ибн Абдуль Вахид аль- Макдиси аль-Ханбали: «И эти предания, даже если они слабые, в целом свидетельствуют, что у этого действия (чтение Корана умершим) есть основа. Мусульмане на протяжение всего времени, во всех землях (Ислама) собирались и читали (Коран) своим умершим, без (какого-либо) порицания (для этого действия). И это есть иджма » .

Имам Сафарини аль-Ханбали сказал в книге «аль-Бахру аз-Захир» : «Привел ас-Самарканди, говоря о награде за чтение суры аль-Ихлас, со слов Али (ибн Абу Талиба) в возведенной форме: «Тот кто придет на кладбище и прочитает там (суру) «Скажи Он Аллах Единый» 11 раз, затем подарит ее награду умершим, получит награду равную количеству умерших» . И от Абу Хурайры , да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Тот кто войдя на кладбище прочитает суру аль-Фатиха, «Скажи Он Аллах Единый», суру ат-Такасур, а затем скажет: «Я дарю (награду за) то, что я прочитал из Твоей речи обитателям этого кладбища из числа верующих мужчин и верующих женщин» — они станут его заступниками перед Аллахом ».

Шейхуль Ислам также сказал: «Имамы Ислама сошлись во мнение, что польза от мольбы (за него) достигает до умершего. (Также достигает польза) за хорошие (деяния) совершаемые от его (имени). Это из числа известных без сомнения (действий) в Исламе, о которых свидетельствует Книга, Сунна и Иджма. Тот кто станет противоречить этому, тот из числа приверженцев нововведений. Не станет противоречить этим достоверным и ясным преданиям тот, до кого они достигли. Противоречить им может лишь тот, до кого они не дошли. Они разошлись во мнение конкретно касательно поклонений, совершаемых телом. Такие как молитвы и чтение Корана.

Ханафиты, Ханбалиты, поздние ученые из числа шафиитов а также маликиты считали, что награда за (поклонения телом со стороны) живого доходит до умершего, и (даже) до живого.

Ранние ученые из числа шафиитов и маликитов придерживались мнения, что награда за чисто телесные поклонения не доходит ни до кого кроме как совершающего их » .

Можно ли дарить награду за совершенные дела посланнику Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям)?

Ибн аль-Кайум аль-Джаузия сказал: «Среди поздних (ученых) факихов были те, кто считал это чем-то хорошим, и те кто не считал это чем-то хорошим. Они считали это (религиозным) новшевством, так как никто из сподвижников не поступал таким образом. Пророк (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) получает награду за все (добрые) дела совершаемые (мусульманами), без уменьшения награды совершающих. Ведь он указал своей общине (на врата) всех благ, повел их, и призвал их к этому. По этому он получает (награду) равную их награде, без уменьшения их награды». На этот вопрос таким же образом отвечал ибн аль-Казий .

——————————————————————————————————————-

Но вернемся к нашему вопросу, и продолжим приводить доводы из книг наших братьев ханбалитов о дозволенности чтения Корана умершим.

«В книге «Шарху аз-Зад (аль-Мустагна) и других книг (мазхаба) ханбалитов, сказано: «Если мусульманин совершить любое из дел приближающих его (к Аллаху), такие как мольба, просьба о прощение, молитва, пост, хадж, чтение (Корана) и другие — а затем подарит (награду) за них умершему мусульманину, или живому, то (эта награда) дойдет до него».

Сказал имам Ахмад: «Покойный получает (награду за) все хорошие дела, в соответствие с текстами пришедшими по этому поводу».

Ибн аль-Кайум (аль-Джаузия) сказал: «Согласно Ахли-Сунне валь Джамаат награда достигнет до умершего или живого, если кто-то станет держать пост, молиться, раздавать милостыню с намерением даровать награду им. Сам же он получит награду за свое намерение. Но лучше будет если совершающий обряды послушания, будет делать это для себя, и (при этом) молиться (за умерших) как пришло в Книге и Сунне » .

Имам Мухаммад ибн Балбан аль-Ханбали ад-Димашки отметил : «Сунной для мужчин является посещение могил мусульман, и чтения около них того, чтобы облегчит (их страдания) ».

Шейх Абу Мухаммад Абдуллах аль-Джибрин, один из ученых салафитов нашего времени, сказал: «И есть противоречие в вопросе дарования награды за действия совершенные телом усопшему мусульманину. И более правильным мнением является то, что дозволено даровать награду покойному, и что награда достигнет его, если на то будет воля Аллаха. Если к примеру совершить два руката молитвы, и даровать награду за нее усопшему, это принесет ему пользу в соответствие с общими высказываниями факихов. И также если поститься, и по этому поводу даже пришли конкретные тексты. Сказал (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям): «Кто умер и на нем есть долг поста, пусть поститься за него его опекун» . Предания в этом вопросе достаточно ясные. И правильное мнение, которого мы придерживаемся, что до него (покойного) достигает (награда) за любые деяния. Все равно будут ли это деяния совершенные телом , словами или имуществом . Если на то будет воля Аллаха, все это принесет пользу, если (награда за эти действия) будет дарована (усопшему) со стороны его близких, или даже не близких (людей) из числа мусульман » .

Другой известный ученый салафитского течения, Абдульазиз ибн Абдуллах ар-Раджихи сказал в комментарии к книге «Шархуль Умда»:

« — Принесет благо покойному мусульманину любое совершенное благое дело, если награда была дарована ему (совершившим это дело) –

Это означает, что если мусульманин совершит что-либо из действия приближающих его к Аллаху, и вознамерится даровать награду за это покойному мусульманину, то это принесет ему пользу. Это мазхаб ханбалитов и ханафитов, в соответствие с этой точкой зрения разрешено давать милостыню от имени покойного, совершать за него большое или малое паломничество, поститься за него, читать Коран – и даровать награду за все это умершему » .

Сказано в книге «аль-Муджалла филь фикх аль-Ханбали» : «Любое из дел приближающих (к Аллаху) которое совершает мусульманин, принесут пользу умершему или живому мусульманину, если (совершающий) захочет даровать награду за них им ».

Мнение Маликитов.

Шейх ибн Хусайн аль-Макки аль-Малики сказал в «Хашия» на книгу Ахмада ибн Идриса аль-Карафи «Анвауль Бурук фи Анвауль Фурук»: «Что касается чтения (Корана) на могилах, ибн Рушд (аль-Малики) в «аль-Аджвибат», ибн аль-Араби (аль-Малики) в «Ахкамуль Куран», аль-Куртуби (аль-Малики) в «аль-Тазкирах» сказали, что покойный получает пользу от чтения (Корана) который читается на могиле, в доме, или (даже читается) в (одной) стране, (когда как покойный похонен в другой) стране » .

В заключение нашей работы я отмечу :

1) Как я указал высше есть прямые указания от пророка (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям), которые позволяют чтение Корана умершим. Если по отдельности они считаются слабыми преданиями, им безусловно придаст вес и силы предания рассказаные со слов сподвижников.

2) Согласно киясу, основанному на абсолютно достоверных преданиях от пророка (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) мусульманин может совершать поклонения от имени умерших близких людей.

3) Во всех четырех общепризнанных школах Ислама есть мнение, что дозволено читать Коран умершим. Среди салафов этой общины я не встретил ни одного человека, даже из тех кто не позволял чтение Корана умершим, кто стал бы обвинять в нововведениях мусульман практикующих это.

Хвала Аллаху, который позволил своему рабу завершить начатое. Все правильное в этой работе от Милостивого, все ошибки от Его нерадивого раба.

Бухари «Сахих» №1. В этом хадисе речь идет о человеке, совершившим хиджру ради женитьбы на женщине, которую звали Умм Кайс.

Мухий-д-дин Абу Закария ибн Шараф ад-Димашки аш-Шафии ан-Навави «Аль азкар аль мунтахаба мин калам саййид аль-абрар» стр. 24, издательство «Умма».

». См «Хашияту Нурр аль-Иддах» шейх Мухаммад Иззаз Али, напечатано вместе с «Нурр аль-Иддах» стр 195. Я (Абдуллах Эфенди) говорю, что если это было запрещено во времена имама аль-Айни, представьте насколько это запрещено сейчас.

Шейх Мухаммад ибн Ибрахим ат-Тувайджири сказал: «Посещение могил женщинами из числа величайших грехов ». «Масуатуль фикх аль-Исламия» 2/793.

«аль-Хадийатуль Алайиа» стр 162, изд Кахраман.

Это мнение передавалось от ибн Аббаса . См «Мухтасар тазкирах фи ахвалиль мавта валь умур аль-ахира» имама Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, стр 83. Даруль Асимах.

Мнение, что первый аят был отменен этим передавалось со слов ибн Аббаса, Хатибом Ширбини. См аль-Ахдал «Иффадатуль туллаб» стр 15.

Это мнение передавалось от ар-Рабиа ибн Анаса. «Мухтасар тазкирах фи ахвалиль мавта валь умур аль-ахира» имама Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, стр 84; «Мааламут Танзил» имама аль-Багави, комментарий к 39 аяту суры ан-Наджм.

Али аль-Кари аль-Ханафи «Миркатуль мафатих Шархуль Мишкатуль Масабих» 4/174, Даруль Кутуб аль-Ильмия.

Мухаммад ибн Ахмад ибн Салим ибн Сулайман ас-Сафарини аль-Ханбали «аль-Бахру аз-Захир фи Улум аль-Ахыр» 1/359-360, Изд Гирас.

Вопрос: Можно ли читать Коран у могилы? Вот, например, я каждую пятницу хожу на кладбище и читаю Коран возле могил своих родителей. Не раз слышал, что так делать нельзя и что даже это ширк. Скажите, это точно разрешено? И во всех ли мазхабах одинаковые мнения по этому вопросу? Слышал, что в мазхабе ханбалитов подобные действия запрещены. Ответьте, пожалуйста! (Аноним)

Ответ: В отношении чтения Корана у могилы среди ученых есть иджма, что не запрещено читать Коран у могилы и такой человек грешником не будет. Большинство из числа ученых ханафитов, шафиитов, ханбалитов высказались о желательности (мустахабб) таких действий. Они основываются на хадисе от Анаса ибн Малика (رضي الله عنه) что Пророк (صلي الله عليه و سلم) сказал:

من دخل المقابر فقرأ فيها (يس) خفف عنهم يومئذ و كان له بعددهم حسنات

«Если кто заходит на кладбище и читает там суру «Ясин», для них (умерших) в тот день облегчается наказание могилы, и тому, кто читал, будет хасанат (саваб) по числу умерших (похороненных на этом кладбище)».

Шейх Ад-Дардир из маликитов сказал: уляма «Мутааххирун» из маликитов последовали за мнением, что нет ничего плохого в том, чтобы читать Коран у могилы и делать зикр, и дарить саваб за чтение умершему. И иншаа Аллах ему «аджр» тоже будет. (Аш-шархуль кабир, шейха Дардира, т. 1, стр. 423.)

Ибн Кудама (из ханбалитов) сказал: «Любой «курбат», который человек делает, и саваб, который он дарит умершему мусульманину, на пользу умершему, инша Аллах». Далее он сказал: «Когда читается Коран возле могилы умершего и дарится ему саваб за это, для читающего будет саваб, и умерший как будто присутствовал при этом (при чтении Корана). Есть надежда, что ему будет милость. Наш далиль то, что мы ранее упомянули, и в отношении этого есть иджма мусульман; Потому что мусульмане в каждом веке, каждом городе собирались и читали Коран и дарили саваб умершим без порицания. («Аль-Мугни», Ибн Кудама, т. 2, стр. 225.)

Доказательством ученых в пользу того, что саваб «кыра’атуль Кур’ан» (чтение Корана) доходит до умершего, является то, что от имени умершего дозволено делать хадж, и ему за это саваб доходит. Потому что хадж включает в себя намаз, в намазе читается «Аль-Фатиха» и другие суры, то, что доходит в общем, доходит и по отдельности.

В заключении скажем, что в нашем ханафитском мазхабе никакого расхождения в вопросе дохождении саваба до умершего нет. Саваб за чтение Корана дойдет до умершего с позволения Аллаха, в особенности когда читающий делает дуа о дарении саваба умершему. Как отмечено выше, ученые других мазхабов также сошлись на этом.

و الله أعلم بالصواب

Шахобиддин хазрат