Испания - на грани распада? Географическое и геополитическое положение Природные условия и ресурсы

Введение

В этой курсовой работе мы рассмотрим десятую страну мира по промышленной мощи - Испанию. По уровню экономического развития она относится к среднеразвитым индустриальным странам. Обратим внимание на географическое и геополитическое положение страны, её природные условия и ресурсы, историко-географические особенности, государственный строй, население, охарактеризуем хозяйство Испании, внешнеэкономические связи, региональные различия, а также уделим большое внимание туризму. Испания - крупная туристическая держава мира.

Страна расположена в Европейском регионе. И хотя Европа - не континент, а очень сильно расчлененная западная часть крупнейшего континента Земли - Евразии, её привыкли рассматривать обособленно. Это связано с историческими, культурными и экономическими особенностями, выдающейся ролью Европейского региона на протяжении многих веков.

Европа - очаг западной цивилизации. Отсюда она распространялась, «продолжалась» на другие континенты Земли - Северную Америку, Австралию, частично и Южную Америку.

Современный американский политолог С. Хантингтон отмечал, что наиболее важной границей деления в Европе может служить восточная граница. Эта линия проходит вдоль нынешней границы между Финляндией и Россией, между Прибалтийскими государствами и Россией, разрезает Белоруссию и Украину, идет на запад, отделяя Трансильванию от остальной Румынии, и далее - через Югославию почти точно вдоль линии, отделяющей ныне Хорватию и Словению от остальной территории Югославии. На Балканах эта линия практически совпадает с исторической границей между Габсбургской и Османской империями. (10,343).

Всемирно знамениты «священные камни Европы», они привлекают миллионы туристов со всех концов света. Не случайно три первых места в мировом туризме занимают - Испания, Франция и Италия.

Географическое и геополитическое положение

Государство занимает свыше 4/5 Пиренейского полуострова на юго-западе Европы, а также острова Балеарские в Средиземном море и Канарские в Атлантическом океане. Общая площадь - 506 тыс. кв. км. В состав Испании входят города Сеута и Мелилья на северном побережье Африки с прилегающими к нему небольшими островами (8,105) 1 .

Высокие горы - Пиренеи отделяют полуостров от остальной Европы. По водораздельному хребту проходит северная сухопутная граница страны, здесь она граничит с Францией и микрогосударством Андорра, на западе - с Португалией, на юго-востоке с Гибралтаром - английским владением на берегу Гибралтарского пролива. По протяженности больше половины границ - морские. Важное узловое положение Испании между Европой и Северной Африкой, Средиземным морем и Атлантикой всегда играло большую роль в её истории. Именно испанцами совершено много великих географических открытий.

В настоящее время Пиренейский полуостров связан кратчайшими морскими и воздушными путями с Америкой. На юге страны находится мыс Марроки - крайняя южная точка всей Европы. Гибралтарский пролив, имеющий огромное судоходное значение, отделяет Пиренейский полуостров от Африки.

По отношению к центру Европы положение Испании выглядит периферийным, что тормозило её развитие в отдельные исторические периоды. И сейчас страна является периферией ЕС. Крупнейшие портовые и промышленные города севера и северо-востока находятся в стороне от важнейших центров Европы и мировых морских путей. Близость к Северной Африке и Ближнему Востоку с их огромными нефтегазовыми ресурсами способствовала созданию крупных приморских промышленных комплексов на юге страны на базе импортного топлива.

Испания находится юго-западнее всех загрязняющих промышленных центров Европы, поэтому западный воздушный перенос спасает её от «импорта» трансграничного загрязнения (10,478-479) 1 .

Здесь не место вдаваться в детали внутренней жизни Испании, хотя характер конфликта - гражданская война - требует отметить несколько важных моментов. После почти полной утраты своей колониальной империи вследствие поражения в 1898 г.

в войне с Соединенными Штатами, Испания переживала тяжелый экономический кризис. В экономическом плане страна распадалась на две части: северную (Каталония, Баскские провинции, Галисия и Бискайя), более развитую в промышленном отношении с более мощной индустрией и добычей полезных ископаемых, и остальную часть полуострова, где преобладало сельское хозяйство и отсталые латифундии. В промышленных областях укрепилась социалистическая партия, но она была разделена, особенно в Каталонии, на два течения: анархистское и социалистическое. В 1921 г. в результате раскола социалистической партии была создана коммунистическая партия.

Промышленность Испании смогла окрепнуть благодаря ее нейтралитету во время Первой мировой войны. Это способствовало распространению социально-политических возмещений, с одной стороны, и усилению противодействия им реакционных и консервативных кругов, с другой. В сентябре 1923 г. король Альфонс XIII, находившийся на троне с 1902 г., вынужден был преодолеть глубокий кризис, вызванный поражением испанских войск в Марокко, охваченном восстанием под руководством Абд аль-Керима. В очень напряженной ситуации генерал-капитан вооруженных сил Каталонии Мигель Примо де Ривера, опираясь на мощную поддержку промышленников и некоторых «независимых» профсоюзных деятелей в ночь с 12 на 13 сентября осуществил военный переворот. Король реагировал осторожно и пассивно. Правительство Гарсиа Прието, требовавшее смещения военных, ответственных за государственный переворот, было отправлено в отставку. А через несколько часов к управлению страной был призван Примо де Ривера. Было объявлено чрезвычайное положение; так начался период диктатуры, которая во многом походила на фашистский режим.

Первой задачей де Ривера было завершить завоевание Марокко. Восстанием Абд аль-Керима было охвачено и французское и испанское Марокко, но соглашение с Францией позволило проводить репрессивные меры совместно. В 1924 г. и до конца сентября 1925 г. восстание было жестоко подавлено, что способствовало росту престижа Примо де Ривера, а его имиджу придало привлекательность и ощущение силы. Однако во внутренней

жизни страны результаты были иными. Де Ривера попытался осуществить государственное регулирование промышленности; в финансовом отношении он сделал ставку на значительные американские капиталовложения, но его реформы не затронули старые структуры, которые сумели окрепнуть, используя тенденции к монополии крупных промышленных предприятий и финансовых групп. В социальных вопросах он действовал жестко. Все намеки на аграрную реформу были забыты. Попытка импортировать в Испанию корпоративный опыт итальянских фашистов оазалась неудачной.

Подавить волнения правительство не смогло, они разрастались по всей стране.

Это ставило перед монархией вопрос об отношениях с диктатурой. Начиная с 1929 г. Альфонс XIII намеревался освободиться от диктатора Примо де Ривера. Сознавая собственную политическую слабость, и сам Де Рибера пытался подтолкнуть к развитию демократический процесс, но безуспешно. 28 января король отправил его в отставку и поручил генералу Дамасио Беренгеру сформировать новое правительство, которое должно было сотворить чудо и спасти монархию от народного недовольства, нараставшего в период правления Примо де Ривера. Новому правительству предстояло восстановить в стране социально-политическое равновесие и возродить парламентские нормы.

Смена правительства происходила в обстановке растущей социальной напряженности, о чем свидетельствовала волна забастовок, прокатившаяся в декабре 1930 г. по промышленным городам Севера Испании. Беренгер подал в отставку. Король Альфонс XIII попытался найти какие-либо компромиссные решения и в конце концов поручил адмиралу Хуану Батисте Аснару возглавить правительство. Несколько месяцев спустя, на административных выборах в апреле 1931 г., рабочие партии и партии республиканского толка добились заметного успеха. Несколько дней Альфонс XIII пытался найти выход. Но по всей стране и в самом Мадриде стихийно возникла республика, и 14 апреля король решил добровольно покинуть родину. С этого момента Испания стала республикой.

Временное правительство под руководством Нисето Алькала Самора представляло собой коалицию центристов и умеренных прогрессистов, которые объединились, движимые стремлением соблюдать демократические нормы. Перед правительством стояли трудные задачи: создать либеральный режим в стране, в которой при диктатуре усилились социальные различия, а государственные институты все еще находились под контролем традиционалистских сил. Республиканцы намеревались превратить Испанию в современную страну, а для этого они должны были бороться

с закосневшим правлением латифундистов, с мощным традиционалистским духовенством, с преданной прошлому режиму армией. Годы с 1931 по 1936 г. были периодом социальной напряженности и острой политической борьбы, происходила быстрая смена событий, наблюдался разгул насилия, за который несут ответственность все экстремистские силы.

В июне 1931 г. состоялись выборы в Учредительную Ассамблею, в результате которых голоса избирателей разделились почти поровну между правыми и право-центристскими группами и социалистическими и радикал-социалистическими силами. Обсуждение новой конституции показало глубину расхождений между этими политическими силами, в особенности, по вопросу об аграрной реформе и о предоставлении автономии Каталонии. В этой обстановке правые объявили бойкот принятию новой конституции, что не помешало добиться ее одобрения широким большинством в конце декабря. Лидеру партии «республиканское действие» Мануэлю Асанья, политику демократического толка, имевшему англосаксонские корни, было поручено сформировать новое правительство взамен того, что он возглавлял в течение нескольких месяцев.

В августе 1932 г. генерал Хосе Санхурхо, один из наиболее влиятельных военных командиров во время войны в Марокко, к тому же монго лет участвовавший в политических интригах при дворе короля, предпринял попытку, но неудачную, совершить государственный переворот. Между тем, правительство намеревалось провести серьезные реформы: аграрную, религиозных конгре-гаций и местных автономий. Но общий политический климат привел к нарастанию экстремизма и к ужесточению политической борьбы в стране.

На парламентских выборах в октябре 1933 г. правые одержали победу и снова пришли к власти с целью демонтировать все то, что осуществило республиканское правительство. Это привело к росту по всей стране насилия, разжигаемого, прежде всего, анархистскими группами. Особенно тяжелым стал период с 1933 г. по 1935 г., пока правые реорганизовывали свои силы. В октябре 1933 г. Хосе Антонио Примо де Ривера, сын диктатора, руководившего страной в двадцатые годы, основал движение откровенно фашистского толка - Фаланга. В свою очередь, Хосе Мария Хиль Роблес создал испанскую конфедерацию автономных правых (СЭБЛ), которая стремилась установить умеренно-клерикальный режим.

Левые получили суровый урок, когда в октябре 1934 г. попытались организовать восстание горняков Астурии. Это была попытка совершить настоящую революцию с опорой на шахтеров и при поддержке Коминтерна, которая была жестоко подавлена во-

Глава 3. Кризис и крах Версальской системы

енными под командованием генералов Мануэля Лопеса Годеда и Франсиско Франко Баамонде, которым оказали поддержку войска Иностранного легиона.

Поражение в Астурии подтолкнуло левые партии к разработке общей программы. Этот важный момент привлек внимание европейцев к политической борьбе в Испании. В Испании повторялось то, что произошло раньше в Италии, Германии, в Австрии и совершалось то, что могло произойти во Франции. Это было своего рода зеркальное противопоставление двух крайних точек зрения на организацию политической жизни: реакционной и революционной, разделявшихся некоторыми движениями в Испании. Это противопоставление вобрало в себя и определенные моменты международной жизни, которые привели к возрождению варварства.

Движение за единство испанских левых, набиравшее силу в первой половине 1935 г., стало особенно энергичным после того, как в августе VII конгресс Коминтерна провозгласил в Москве задачу формирования народных фронтов с целью борьбы против фашизма. В январе 1936 г. было достигнуто соглашение о единстве действий между социалистической партией, коммунистической партией, республиканской левой, рабочей партией марксистского объединения - ПОУМ (троцкистской), анархистами и некоторыми другими политическими организациями испанской левой. Они сознательно приняли умеренную программу: возврат к аграрной реформе и восстановление автономии Каталонии, осуществление реформы законодательства о школьном образовании. Предложения о национализации были отвергнуты как в отношении крупной земельной собственности, так и банков.

На выборах в кортесы 16 февраля 1936 г. Народный фронт получил наибольшее количество мест. Различные правые формирования, выступавшие на выборах раздельно, добились существенного успеха, прежде всего, Национальный фронт, который получил на 400 000 голосов меньше, чем Народный фронт. В целом правые получили немногим больше голосов, чем левые. Но раздробленность правых и технический механизм избирательного закона позволили Народному фронту впервые в Западной Европе добиться внушительной победы и получить 278 мест в парламенте; правые получили 134 места, центристы - 55 мест. Левые одержали вполне законную победу, но она уже сама по себе содержала семена раздора, которые усилили противостояние политических сил, вносившее раскол в слабую испанскую демократию. Несколько недель спустя представители правых и военачальники приступили к подготовке государственного переворота.

Между тем, народное правительство начало свою сложную работу. Социалистическая партия не была однородной, в ней боро

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

лись два направления: революционное просоветское во главе с Ларго Кабальеро (которого товарищи звали «испанский Ленин») и реформистское, руководимое Индалесио Прието. Влияние коммунистов было ограниченным. В Испании отмечался рост волнений, и через короткое время ситуация в стране стала катастрофической. Экстремистски настроенные левые пытались оказывать давление на правительство, используя в этих целях захват земель и другие насильственные действия. Правая организация СЭБЛ Хиля Роблеса утратила свой авторитет и уступила место представителям Фаланги и монархическим группам, руководимым Хосе Кальво Сотело. 13 июля 1936 г. Сотело был убит группой социалистов, которые хотели отомстить за своего товарища. Эта акция запустила в действие механизм государственного переворота.

Подготовка к нему началась еще в феврале. Во главе мятежа встали генералы Санхурхо, Франко и Эмилио Мола Видаль, которые организовали свой командный центр в Испанском Марокко, откуда 17 июля начался военный переворот с целью свержения законного правительства Мадрида. За ним последовало выступление различных военных гарнизонов по всей Испании. Правительство быстро отреагировало на действия генералов, и мятежникам ничего не оставалось, как перебросить восставшие войска из Марокко на территорию метрополии.

После гибели в авиакатастрофе 20 июля генерала Санхурхо высшее командование принял на себя Франко, сорокалетний офицер, который выдвинулся благодаря воинскому мастерству, хладнокровию и убежденности борца с левыми и коммунистами. Ради этого он был готов сотрудничать со всеми силами, которые признали бы установленный им порядок в Испании. Действуя прагматично, он, тем не менее, последовательно осуществлял замысел установления авторитарного режима, стержнем которого было укрепление его личной власти, что затем помогло ему стать испанским каудильо, т.е. вождем и символом новой фашиствующей Испании. 25 июля мятежные войска учредили свое правительство в Бургосе, подальше от места, высадки восставших ступили на землю Испании, чтобы показать, что на территории всей страны формируются антиправительственные центры.

Истории внутренней жизни Испании и гражданской войны была в значительной мере связана с развитием международных событий, и это позволяло предвидеть, что столь радикальное столкновение не останется без последствий. Росту тревоги способствовала новая ситуация, сложившаяся в Средиземноморье в 1935-1936 гг. На этом фоне гражданская война в Испании имела широкий международный резонанс, в конфликт в той или иной

Глава 3. Кризис и крах Версальской системы

мере оказались вовлечены и другие страны. События гражданской войны вписались в новый международный контекст, для которого уже была характерна неустойчивость в связи с итальянской войной в Эфиопии и вызванными ею последствиями. В широком плане, испанская война увеличила угрозу международной системе в связи с бурными переменами. В частности, именно эти изменения и, прежде всего, заключенные конвенции в Монтрё выявили нарушение политического равновесия в остальной Европе.

Не имея возможности проследить в данной работе ход операций, проведенных в течение почти трех лет противоборствующими силами законного правительства и генерала Франко, отметим, что с первых дней столкновение имело широкий интернациональный резонанс в идеологическом плане и, еще больше, в плане международной политики. Франкисты нуждались в помощи для транспортировки своих войск на континент и для наращивания достаточной мощи, чтобы бороться с правительственными силами.

Правительство Мадрида столкнулось с трудностями гражданской войны как бы внезапно, хотя она и не была неожиданной. Обе стороны обратились за помощью к тем, кто мог ее оказать, но реакция на обращение была различной. Франко послал своих эмиссаров в Рим и Берлин, посол законного правительства обратился к Парижу. Гражданская война приобретала международное измерение.

Гитлер принимал решения единолично и советовался со своими помощниками только о методах вмешательства в испанскую ситуацию. Известие о мятеже в Испании было для Гитлера неожиданным, но событие казалось очень важным, так как позволяло предпринять ряд серьезных шагов. У Германии имелись прямые стратегические интересы в Испании, но, тем не менее, на основании имеющихся документов следует исключить, что именно это подталкивало Гитлера в течение длительного времени планировать вмешательство в испанские дела. Конечно, в решении фюрера присутствовал экономический интерес, связанный с возможностью добычи вольфрама и железа, богатыми залежами которых обладала Испания. Но главное было не в этом. Наиболее важными для Гитлера были военные, идеологические и международно-политические аспекты.

Военное вмешательство Германии в Испании выразилось в том, что в Марокко было своевременно отправлено около двадцати транспортных самолетов, затем были посланы материалы, вооружения и специалисты (в общей сложности, численность легиона «Кондор» - добровольцев или спецвойск, - посланных в 1937 г., составила более 10 000 человек). Это позволяло испытать

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

в военных условиях изделия германской промышленности, наращивавшей темпы производства. Около двадцати транспортных самолетов Юнкерс-52 были использованы для переброски мятежников в Испанию; боевые самолеты использовались также для бомбардировки Герники; подводные лодки служили для потопления судов, перевозивших помощь, отправленную законному правительству; боевое вооружение должно было показать свою эффективность.

Что касается идеологии, гражданская война в Испании с ее борьбой против левых и, в частности, против большевизма, предоставляла возможность показать, особенно англичанам, что Германия намерена стать авангардом Европы в борьбе с ростом советской мощи и распространением большевизма. Германия предвосхищала Антикоминтерновский пакт от 25 ноября 1936 г. и стремилась придать своим действиям определенную привлекательность для разделявших ее взгляды.

В германской международной политике важное место отводилось Италии. Гитлер определял, как Муссолини должен оказывать помощь Испании. Но дуче колебался и сначала посылал сырье и оружие, и только в декабре 1936 г. приказал отправить первый контингент, насчитывавший 3000 «чернорубашечников». Италия, которой требовались еще ресурсы для завершения оккупации Эфиопии, была вынуждена сконцентрировать свое внимание на Средиземноморье и дистанцироваться от решения европейских проблем и, в частности, австрийского вопроса. Таким образом, углублялась пропасть, разделявшая Италию и Францию (необходимо помнить, что в июне 1936 г. итальянские вооруженные силы были еще связаны соглашением Бадольо-Гамелен о совместной защите Австрии от германской угрозы). Наконец, чем больше Италия втягивалась в решение вопросов Средиземноморья, тем больше проблем возникало перед Великобританией, которая была вынуждена пересмотреть свое отношение к тому, что происходило на континенте.

Для итальянцев, которые бросили в Испанию огромные ресурсы (около 50 000 добровольцев, 800 самолетов, 2000 орудий и сотню кораблей) и решительно выступили в поддержку Франко в пропагандистском плане, характер мотиваций был одновременно и простым, и сложным. Прежде всего, следует исключить территориальные амбиции и претензии на острова Балеарского архипелага. Тогда это опасение было широко распространено, как и то, что Франко мог предоставить немцам базы на Канарском архипелаге. В действительности, итальянцы использовали Балеар-ские острова как базы для проведения военных операций, но не

Глава 3. Кризис и крах Версальской системы

собирались оставаться там постоянно. Однако усиление итальянского присутствия в Западном Средиземноморье вызывало страх как у французов, опасавшихся угрозы для своих отношений с Северной Африкой, так и у англичан, озабоченных безопасностью коммуникаций между Гибралтаром и Суэцем.

Весьма сложно установить, какие мотивации превалировали: идеологические или стратегические. При более внимательном подходе, если принять во внимание, что основой внешней политики Муссолини был реализм (отношения с Германией показывают преобладание геополитических установок над идеологической близостью) и если учесть, что Муссолини не был лично знаком с Франко и его замыслами, то нельзя не признать искренность Муссолини, когда он объяснял причины вмешательства в дела Испании в беседе со своим юным другом Ивоном де Беньяком: «Нам нужна победа франкистской Испании, чтобы завтра не оказаться запертыми в нашем море». Другими словами, фашистским диктатором руководил страх, что новое правительство Испании, сформированное Народным фронтом, и представители Народного фронта, возглавившие французское правительство, смогут создать прокоммунистический блок, который при поддержке Советского Союза, союзника Франции, и благодаря конвенции, принятой в Монтрё, сможет наращивать активность в Средиземноморье и парализовать надежды Италии в этом регионе. Этот потенциальный блок в дальнейшем углубил различия между французской и английской политикой, подтолкнув Великобританию к дальнейшему соглашению с Германией, что имело следствием сокращение свободы маневра Италии как в Средиземноморье, так и на Европейском континенте.

«Косовский вирус» начинает распространяться на весь континент

Все. В Европе начались дезинтеграционные процессы. Судя по всему, именно намерение Соединенных Штатов и Евросоюза видеть Косово «независимым и демократическим государством» породило сепаратистские тенденции во многих странах Старого Света. Почти шесть месяцев остается без правительства Бельгия, переговоры между фламандскими политиками и валлонцами не привели к согласию, власти опасаются распада государства на две части. Малозаметными на этом фоне выглядят события в Испании. Но только – пока.

Сегодня активизировались многие общественные и политические деятели и даже организации в Испании, выступающие с сепаратистских позиций. Речь, в первую очередь, идет о Каталонии, автономной области на северо-востоке страны. Принято считать, что наибольшая опасность единству испанского королевства исходит от басков, конкретнее - от печально известной ЭТА. Действительно, организация, открыто требующая отделения Страны басков и во имя достижения этой цели взявшая на вооружение терроризм - серьезная головная боль для Мадрида. Но куда более серьезную проблему для центральных властей представляют каталонцы.
Да, в Каталонии царят мир и спокойствие. Там не похищают предпринимателей и политических деятелей, не требуют за их освобождение баснословных сумм под видом так называемого «революционного налога». Не льется кровь, не гремят взрывы, а если и гремят, то это - дело рук боевиков той же ЭТА. Существовавшая в Каталонии экстремистская организация, отдаленно напоминавшая баскских сепаратистов, давно самораспустилась.

Но это не значит, что каталонцы не доставляют центральным властям серьезных хлопот. Просто Барселона ведет себя по отношению к ним несколько по-иному.

Она действует тоньше, но куда настойчивее и последовательнее, чем баски, и, надо сказать, далеко не безуспешно.
Самое главное в том, что этот процесс возглавляет не какая-то отдельная организация или партия, а местное правительство – женералитат - и парламент. Не менее важно и то, что их усилия пользуются поддержкой большинства жителей области. Речь, правда, пока не идет о выходе из состава государства, а лишь о больших - ударение на первом слоге - для себя льгот и властных полномочий. Но если эти льготы и полномочия каталонцам будут предоставлены, то резко ослабнет роль «центра», а государство из унитарного, как предусмотрено конституцией королевства, превратится в федеративное.
Так, Барселона требует предоставить ей право самой определять налоговую политику. При этом она апеллирует к одному важному, с ее точки зрения, обстоятельству: Каталония - самый богатый регион в Испании. Здесь проживает чуть более шести миллионов человек, то есть 17 процентов населения страны. Ее «взнос» - это около 25 процентов внутреннего валового продукта страны. Мадрид, занимающий второе место по этому показателю, обеспечивает всего лишь 17 процентов. Каталония дает стране половину продукции химической промышленности. Барселона и Таррагона известны как крупные порты Испании и центры текстильной промышленности. Она славится туризмом и виноделием. Каталония, наконец, важный финансовый центр, ее основные банки постоянно и успешно соперничают со столичными банками за господство на финансовом рынке, а некоторые из них действуют и в Мадриде. В 2004 году на эту область пришлось более 20 процентов всех капиталовложений, в то время как на столицу - 15 процентов.
Неслучайно каталонцы считают, что «кормят» едва ли не всю страну. И не только считают, но и выступают против такого положения, полагая, что сами должны определять, какой процент налоговых отчислений должен идти в «общий котел», а какой - оставаться в Барселоне.
К этому можно добавить, что Каталония - крупнейший культурный центр не только Испании, но и Европы. Барселона, например, по праву считается издательской столицей Старого Света, здесь действуют более 400 издательств. Далеко за пределами области известны такие каталонцы, как художники Сальвадор Дали, Жоан Миро, Антонио Тапиес, уникальный в своей неповторимости архитектор Антони Гауди, композитор и виолончелист Пабло Касальс, примадонна мировой оперы Монтсеррат Кабалье, один из лучших теноров современности Хосе Каррерас, да и становление Пабло Пикассо как живописца проходило в Барселоне. Здесь – не все имена, но даже их краткий перечень дает представление об уровне современного искусства и культуры Каталонии.

Более того, бывший глава правительства Жорди Пужоль, убежденный и неисправимый националист, например, утверждал: «Мы больше, чем регион. Мы – страна».

Требовал либо создания в Каталонии собственного налогового департамента, либо передачи местным властям функций государственного департамента по налогам, участия в распределении средств национальных фондов социального страхования и безработицы. Он считал, что в Барселоне должно оставаться все сто процентов поступлений от сбора налогов в этой области. «Тем самым восстанавливается историческая и экономическая справедливость для Каталонии», - утверждал Пужоль.
«Абсолютно неправильно решать эту проблему в терминах финансового баланса, сколько та или иная область направляет в государственный бюджет, а сколько после этого у нее остается, так как регионы не являются автономными в финансовом плане, а образуют единую систему финансирования всей страны», - прокомментировал предложение лидера каталонцев бывший в то время заместитель главы правительства Родриго Рато. Но тот остался при своем, исходя из постулата «Кто владеет финансами, тот имеет власть».
В конце концов, этот спор разрешился весьма своеобразно: каталонский парламент, несмотря на возражения Мадрида, в одностороннем порядке принял Основной закон области - своего рода конституцию - расширяющий права автономии и призванный заменить ныне действующий, принятый в 1979 году. Причем итоги голосования оказались более чем впечатляющими: 120 - «за» и только 15 - «против». Кроме изменения налогового законодательства, каталонцы также потребовали предоставить им возможность изменять в своих интересах законы, принимаемые Генеральными кортесами – так именуется двухпалатный парламент Испании - контролировать порты и аэродромы, а также таможенную службу, самостоятельно определять меры борьбы с нелегальной иммиграцией и условия для иммиграции легальной.
Однако главное состоит в том, что принятие новой конституции Каталонии – незаконно, и противоречит Основному закону страны. В то же время в законопроекте, переданном на рассмотрение в Генеральные кортесы, Каталония и каталонцы определяются как «нация в составе многонационального государства Испании». Это, по мнению юристов, фактически меняет нынешнюю единую структуру государства на федерацию с новой концепцией территориальной общности. Надо ли говорить, что эта инициатива Барселоны не встретила одобрения официального Мадрида.
Более того, против закона выступила армия, фактически впервые после попытки военного переворота 23 февраля 1981 года открыто предприняв политический демарш и нарушив тем самым Конституцию страны. Так, начальник генерального штаба вооруженных сил королевства генерал Феликс Санс Рольдан заявил: «Военные озабочены инициативой Каталонии и поддерживают неделимость Испании». В свою очередь командующий сухопутными войсками генерал-лейтенант Хосе Мена Агуадо отметил, что испанская армия «готова вмешаться в политическую ситуацию в случае, если основной закон любой из испанских автономий вступит в противоречие с Конституцией страны». Свою жесткую позицию он объяснил соответствующей статьей Основного закона. «Вооруженные силы в составе сухопутных сил, ВВС и военно-морского флота, - отметил генерал, - обязаны гарантировать суверенитет и независимость Испании, защищать ее целостность и обеспечить строгое следование Конституции».
В итоге между испанским правительством и политическими партиями автономии был достигнут некий компромисс. В качестве уступки Каталонии предоставлены большие экономические свободы. Взамен термин «нация» в отношении каталонцев убран из самого текста документа, но фигурирует в его преамбуле. Наряду с этим Барселона предпринимает новый демарш - на будущее. Правительство Каталонии проводит референдум, чтобы заручиться поддержкой ее жителей. И это ему удается в полной мере, 74 процента каталонцев, пришедших к урнам для голосования, высказались за предоставление своей области расширенной автономии. На очереди - следующий шаг. На этот раз - плебисцит о полной независимости Каталонии, который националисты намерены провести до 2014 года.
Конституция королевства не предусматривает возможности выхода из состава государства отдельных его регионов. Поэтому подобных референдумов Мадрид не признает. Во всяком случае - пока. Ну а если в поддержку независимости все же выскажется большинство населения той ли иной области? Как тогда реагировать «центру»?

Проблема еще в том, что в данном случае может сработать «принцип домино»: за противостоянием Барселоны и Мадрида внимательно следят и в других автономных областях, которые также готовы начать процедуру «обновления» своих конституций с соответствующими последствиями для целостности страны.

Одним словам, как заявил недавно бывший председатель правительства, один из лидеров консервативной Народной партии Хосе Мариа Аснар, «Испания балансирует на краю пропасти, на грани полного расчленения».
Чтобы понять истоки событий, происходящих сегодня на Пиренейском полуострове, необходим небольшой экскурс в историю. Статья 2 Основного закона страны гласит: «Конституция основана на нерушимом единстве испанской нации, единой и неделимой для всех испанцев родины. Она признает и гарантирует право на автономию для национальностей и регионов, ее составляющих, а также солидарность между ними».
Но в действительности эта страна исключительно разнообразна по этническому составу населения. Каталонец или житель Эускади - Страны басков - никогда не назовет себя испанцем. Впрочем, как и житель Валенсии или Галисии, Балеарского или Канарского архипелагов. Такое положение обусловлено главным образом историческими причинами. Веками Испания собиралось буквально по кусочкам. Когда католические короли - супружеская чета Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский - начали складывать эту многонациональную мозаику, им долго мешала разница в нравах, культуре, обычаях, наречиях и даже языках. Многие эти особенности сохранились и поныне, став одной из причин неприязни, все еще существующей в отношениях между испанскими провинциями.
Неприязнь эта усугублялась тем, что официальный Мадрид долгие годы проводил дискриминационную политику по отношению к отдельным областям, прежде всего - той же Каталонии и Стране басков. Особенно этим отличалась почти сорокалетняя диктатура Франко, который стремился выбить из сознания басков и каталонцев саму мысль об автономии. Между тем, и те, и другие о ней знали не понаслышке. Еще в 1425 году Бискайя получила автономию. Потом такое же право было предоставлено Гипускоа и Алаве - эти три провинции сейчас входят в состав Эускади. Что же касается Каталонии, то в ее истории были периоды, когда она была самостоятельной. К середине XIV века ее влияние распространялось на Балеарские острова, юг Франции, Сицилию, Корсику, Мальту и Неаполь. Однако век спустя, утратив былое могущество, она стала одной из областей Испании. Эти области то имели автономию, то теряли ее по воле властей.
18 июня 1937 года Франко захватил север страны, а 23 июня последовал декрет, который ликвидировал автономию Страны басков. Это была своего рода месть за мужественное сопротивление, которое оказали баски мятежникам. Начиная с этого момента, около двух миллионов басков были самой угнетаемой нацией Испании. Каудильо подверг их различным экономическим санкциям, запретил издавать газеты, выпускать журналы и литературу, вести преподавание на родном языке. Дело дошло до того, что родители не имели права называть детей баскскими именами. В 1939 году появился новый декрет, уникальный в своем роде. Он объявлял все население Бискайи и Гипускоа «предателями нации». Запретительные меры, правда, более мягкого характера, были приняты и в отношении Каталонии и даже Галисии, являющейся, кстати, родиной Франко.
Вполне естественно, процесс демократизации, начавшийся в Испании после кончины диктатора, был немыслим без решения столь деликатной проблемы, как автономия. В 1979 году каталонцы и баски в очередной раз получили соответствующий статус. «Зашевелились» и другие области, традиционно считавшиеся спокойными. Вирус автономии поразил не только крупные регионы - Андалусию, Галисию, Кастилию, Валенсию или Эстремадуру, но и отдельные провинции - Мадрид, Мурсия, Ла-Риоха. В конце концов, власти были вынуждены уступить и им. Результат: в относительно небольшой по территории Испании сейчас 17 автономных областей. Правда, уровень самостоятельности у них разный, что не может не вызывать недовольство ущемленных областей. Однако «процесс» пошел, и чем он закончится, сказать сегодня трудно.
А вот оценку дать легко: «косовский вирус» начинает распространяться на весь континент. Евросоюз и Соединенные Штаты получают сегодня то, чего они так хотели. Не говорите, что их не предупреждали…

Мадрид - Москва

Специально для портала «Перспективы»

Петр Яковлев

Яковлев Петр Павлович – руководитель Центра иберийских исследований Института Латинской Америки (ИЛА) РАН, доктор экономических наук.


Кризисные финансово-экономические потрясения и политические перемены в Испании, связанные с электоральным поражением социал-демократов и приходом к власти Народной партии, не могли не сказаться на международных отношениях страны. Во внешнеполитический курс Мадрида уже внесены коррективы, но многие принципиальные линии испанской дипломатии сохранятся.

Испания в полицентричном мире

В первом десятилетии XXI в. Испания закрепила свои позиции в международных делах - процессах экономической, политической, культурно-цивилизационной, военно-стратегической глобализации и формирования многополярного миропорядка .

Выбирая внешнеполитические ориентиры, испанское государство во главу угла поставило обеспечение национальной безопасности . Этой цели подчинены укрепление оборонного потенциала, членство в НАТО, военно-техническое сотрудничество с партнерами по Евросоюзу, участие в миротворческих операциях за рубежом, взаимодействие с иностранными государствами (включая Россию) в борьбе с терроризмом и организованной преступностью. На всех этих направлениях Мадриду удалось достичь определенных результатов, хотя стремительно меняющаяся мировая обстановка ставит перед испанской дипломатией все более сложные задачи. Пример - всплеск напряженности в районе Северной Африки и Большого Ближнего Востока. При этом новые вызовы безопасности не отменяют традиционные угрозы, а лишь увеличивают количество рисков.

Государство способно эффективно отстаивать свои стратегические интересы и обеспечивать безопасность, только обладая высокоразвитой и конкурентоспособной экономикой, обеспечивая высокий уровень жизни населения. В этом ключевом пункте задачи международной деятельности тесно смыкаются с целями социально-экономического роста.

Динамичное развитие Испании требует постоянного расширения экспорта товаров и услуг, углубления процессов интернационализации производства. Одним из критериев успешности внешнеполитической стратегии является ее итоговая экономическая эффективность. Поэтому поиски внешних рынков стали важнейшей дипломатической задачей. В результате повысилась роль экономической дипломатии и (с учетом энергодефицитности страны) энергетической геополитики. Размах испанских транснациональных корпораций (ТНК) стал фактором позиционирования Мадрида в формирующемся многополярном мире.

На волне хозяйственного подъема и роста международного влияния в предкризисный период (1995-2007 гг.) Мадрид стал примериваться к роли глобального игрока:расширять географию внешних контактов, совершенствовать внешнеполитический инструментарий, выдвигать масштабные дипломатические инициативы. Внешние интересы Испании приобрели отчетливый мультирегиональный характер , что побудило ее политически и экономически играть одновременно на нескольких полях.

Выбор приоритетных внешнеполитических партнеров изначально соответствовал ориентации на социально-экономическую и политическую модернизацию страны. Отсюда - усилия по укреплению позиций в рамках Евросоюза , являвшегося самой сплоченной интеграционной группировкой в современном мире. Западноевропейская интеграция стала для Испании главным внешним трансформационным фактором, а государства ЕС - основными партнерами в системе международных связей.

Другой приоритет - страны Латинской Америки , отношения с которыми строятся как на двустороннем уровне, так и в формате Ибероамериканского сообщества наций (ИСН). Ориентиром здесь служит создание латиноамериканскими и иберийскими государствами международного трансатлантического пространства (макрорегиона) . Стратегической целью является превращение Ибероамерики в одну из несущих конструкций формирующегося полицентричного миропорядка. В этом случае Испания будет одновременно представлена в двух центрах новой мировой системы - ЕС и ИСН, что в исторической перспективе может открыть перед страной большие возможности.

В фокусе дипломатических усилий Мадрида - регион Средиземноморья . Это направление оказалось весьма эффективным по своим результатам, поскольку испанскому транснациональному капиталу удалось проникнуть на рынки североафриканских и ближневосточных стран и закрепить их в роли важной сырьевой базы энергетического сектора Испании. Именно с этими государствами была связана крупнейшая дипломатическая инициатива правительства ИСРП - «Альянс цивилизаций»,явившаяся частью движения к культурно-цивилизационной совместимости современного мира . В геополитическом смысле Мадрид стремился к тому, чтобы Испания не стала первой линией европейской обороны против радикальных представителей ислама и жертвой конфликтов, сотрясающих мусульманский мир.

В список «критически важных» для Испании регионов в начале XXI в. вошла Африка к югу от Сахары. Такие страны, как Экваториальная Гвинея, Нигерия и Южная Африка, приобрели статус значимых торгово-экономических партнеров и способствовали диверсификации внешних связей, расширению сырьевой базы испанской экономики. Именно эту цель и преследовал Мадрид, наращивая помощь африканским странам и помогая им в решении социальных проблем. Наибольших значений эта помощь достигла в период второй легислатуры (2008-2011 гг.) правительства Хосе Луиса Родригеса Сапатеро, при котором содействие беднейшим государствам приобрело характер долгосрочной стратегии.

Между тем ситуация на южном и юго-восточном направлениях является неустойчивой и может в любой момент для Испании осложниться. События в Ливии и вокруг Сирии - яркое тому доказательство.

Торгово-экономические ставки Мадрида особенно велики в Азиатско-Тихоокеанском регионе. АТР превратился в мощную мировую силу, стал подлинным «фаворитом процесса глобализации», равновеликой Западу несущей конструкцией мирового сообщества. Отношения с Китаем, Индией, Японией, «азиатскими тиграми» и другими странами формируют новый вектор международной деятельности испанского государства. Высокая динамика и беспрецедентный масштаб происходящих в этом районе процессов и событий - один из главных вызовов испанской дипломатии, которая должна эффективно содействовать национальному бизнес-сообществу, стремящемуся утвердиться на азиатских и тихоокеанских рынках.

При обсуждении перспектив Испании в многополярном мире нельзя обойти вниманием ее отношения с Россией . Актуальной задачей остается раскрытие потенциала испано-российского политического, торгово-экономического и научно-технического сотрудничества - в частности, в свете синхронных по времени модернизационных усилий двух стран . Анализ ключевых международных процессов и кризисов с российским и испанским участием свидетельствует о наличии у обоих государств в целом близких или совпадающих интересов. Основным контекстом выстраивания испано-российского партнерства во втором десятилетии XXI в. станет преодоление последствий мирового кризиса. Необходимо генерировать нестандартные идеи и подходы, способные создать новые форматы и реально работающие институты испано-российского сотрудничества, в том числе в русле практической реализации концепции «Партнерство для модернизации» .

Тяжелые финансово-экономические и социально-психологические последствия кризисных потрясений 2008-2011 гг. нанесли ущерб ресурсной базе внешней политики, ослабили региональные и глобальные позиции Мадрида, значительно сузив политическое поле для маневра.

В период кризиса проявилась периферийность Испании, ее относительная слабость по сравнению с лидерами ЕС - Германией и Францией. Сохраняющаяся финансовая уязвимость ставит перед испанской дипломатией ряд сложных задач. Во-первых, Мадриду следует соизмерять внешнеполитические шаги с имеющимися ресурсами, обеспечивать связь между поставленными целями и конкретными инструментами их достижения, делать внешнюю политику экономически обоснованной, низкозатратной . Во-вторых, Испания должна последовательно отвергать конфронтационный подход и придерживаться кооперационной повестки дня в отношениях с большинством внешнеполитических контрагентов, искать точки взаимопонимания и сферы взаимодействия, участвовать в разблокировании кризисных ситуаций и таким образом отражать возникающие угрозы. В-третьих (и это главное), путь к повышению роли и веса Испании в мировой политике лежит через устранение внутренних изъянов национальной социально-экономической модели. Кардинальная задача внешней политики Мадрида - эффективное содействие комплексной модернизации испанской экономики, ее переводу на рельсы инновационного развития с использованием всех преимуществ широкого международного сотрудничества.

Определенные изменения во внешней политике испанского государства связаны с институциональными переменами, начало которым положило вступление в силу 1 декабря 2009 г. Лиссабонского договора (своего рода Конституции light Европейского союза) . Учреждение постов фактически президента и министра иностранных дел ЕС и формирование дипломатического корпуса Евросоюза (Европейской службы внешнеполитической деятельности - ЕСВД) расширяют горизонты и увеличивают международные возможности Объединенной Европы, но одновременно акцентируют проблему координации дипломатических усилий Брюсселя и отдельных стран-членов Евросоюза. Это создает во многом новый контекст деятельности Мадрида на мировой аренеи неизбежно корректирует содержание внешнеполитического курса Испании и его механизмы. Эффективное сопряжение коммунитарной и национальной внешних политик стало еще одним вызовом испанскому истеблишменту и его дипломатической службе.

С учетом названных обстоятельств представляется рациональным укрепление двухпартийной внешней политики , при которой, независимо от того, какая партия - ИСРП или НП - находится у власти, каждая из них защищает консенсусно понимаемые национальные интересы. В этом случае открывающиеся перед Испанией в процессе формирования многополярного мира внешние возможности могут быть использованы для внутреннего социально-экономического развития.

Кабинет М. Рахоя: преемственность и новации

Во внешней политике особенно важна преемственность курса, его глубинное соответствие экономическим и политическим интересам государства. Правительство Народной партии во главе с его председателем Мариано Рахоем признает важность национального консенсуса по ключевым вопросам международной политики. 5 февраля 2012 г. газета «El Mundo» опубликовала статью, подписанную всеми здравствующими министрами иностранных дел Испании демократического периода. Нынешний глава МИД Хосе Мануэль Гарсия-Маргальо и десять его предшественников на этом посту, представляющие различные политические партии, в совместном тексте подчеркнули важную институциональную роль внешней политики, значение дипломатии в продвижении на международной арене позитивного и привлекательного образа испанского государства. Авторы статьи отметили, что «выход из кризиса во многом зависит от того, будет ли Испания будет восприниматься как сильная, политически стабильная, юридически надежная и открытая миру страна» .

Фактором преемственности и стабильности внешнеполитического курса является король Хуан Карлос - глава испанского государства. На традиционном ежегодном приеме в королевском дворце 24 января 2012 г. монарх подвел итоги предыдущего дипломатического года и подчеркнул неизменную приверженность Мадрида идеям сохранения мира и укрепления международной безопасности, а также выразил стремление к поддержке демократии, справедливости и защите прав человека . Безусловно, следование названным принципам впишется во внешнеполитический дискурс правительства «народников».

О необходимости консенсуса в вопросах внешней политики специально говорилось на встрече М. Рахоя с новым лидером социалистов Альфредо Пересом Рубалькабой в середине февраля нынешнего года . По сути, правительство и оппозиция в рабочем режиме согласовывали генеральную линию испанской дипломатии на ближайшие годы.

При всем том с приходом к власти «народников» во внешней политике начали происходить изменения, которые не носили радикального характера, но в известной степени затронули доктринальные основы дипломатической деятельности, скорректировали инструменты и механизмы ее реализации. Примером расхождений с правительством ИСРП может служить отношение НП к инициативе «Альянс цивилизаций». По мнению министра Х.М. Гарсии-Маргальо, концепция «Альянса», бывшая одним из «коньков» внешней политики социалистов, является «эфемерной и не может быть приоритетом», хотя, став программой ООН, она остается в поле зрения испанской дипломатии .

Эксперты выделяют три основополагающих фактора, оказывающих воздействие на корректировку внешнеполитического курса Испании. Во-первых, динамичное возвышение новых глобальных экономических и политических игроков, формирование базовых структур и механизмов полицентричного мира. Во-вторых, сложная ситуация, в которой в период кризиса и рецессии оказался Европейский союз. Брюссель вынужден одновременно бороться за выживание зоны евро и сохранение (в идеале - усиление) собственной роли в институтах глобального регулирования. В-третьих, глубокое и долговременное воздействие внешних и внутренних финансово-экономических потрясений, ощутимо сокративших ресурсы и возможности международного влияния испанского государства и пошатнувших его имидж на мировой арене.

Совокупность этих факторов определила приоритет внешней политики Мадрида - экономическую дипломатию , защиту и продвижение торгово-экономических интересов Испании на глобальных рынках, повышение ее места в международной финансовой и хозяйственной иерархии.

24 января МИД Испании организовал встречу ряда профильных министров (иностранных дел, развития, промышленности) с руководителями 31 ведущей испанской компании. На встрече обсуждались вопросы частно-государственного взаимодействия по преодолению кризиса и вырабатывалась национальная стратегия выхода из рецессии. Участники совещания сошлись в том, что необходимы эффективные дипломатические шаги (с помощью инструментов «мягкой силы») для улучшения международного имиджа Испании и брендирования производимой на ее территории промышленной продукции. С целью восстановления престижа странового бренда, пострадавшего в кризисные годы, по итогам встречи была образована «гибкая рабочая группа», состоящая из представителей власти и бизнеса .

Что нового пытается внести правительство Народной партии в практику экономической дипломатии? Мадрид стремится расширить круг испанских компаний, действующих за рубежом, за счет предприятий малого и среднего бизнеса. Учитывая их огромное количество, это может стать серьезным резервом позиционирования Испании на мировых рынках. Помимо этого, более активно к решению внешнеполитических задач стали привлекать министерства экономики, финансов, промышленности, обороны и ряд других государственных ведомств . Так, министерство экономики приняло на себя контроль за деятельностью зарубежных представительств тех организаций, которые занимаются стимулированием экспорта и привлечением иностранных инвестиций в Испанию - ICEX (Испанский институт внешней торговли) и «Invest in Spain» (агентство «Инвестируй в Испанию») . Министерство финансов подключилось к переговорам Мадрида в рамках Евросоюза по проблемам бюджетного дефицита и внешнего долга. Министерство образования и культуры стало оказывать более существенное воздействие на работу Института Сервантеса - важного инструмента политики «мягкой силы». Не исключено, что министерство обороны будет играть определяющую роль в политике страны, касающейся вопросов международной безопасности, проведения миротворческих операций и т.д. Тем самым на достижение целей внешней политики кабинет М. Рахоя бросает максимальные силы.

Это тем более важно, что в условиях жесткой экономии финансовых средств (бюджет министерства иностранных дел и сотрудничества на 2012 г. сократился на 1441 млн евро, или на 54,4%) императивный характер приобрела мобилизация всего административного ресурса, повысилось значение более равномерного распределения обязанностей и ответственности в сфере внешних связей. Вся информация о топовом стримере Danludan у нас на сайте

Поставив целью рационализацию расходов, министр Х.М. Гарсия-Маргальо выступил с идеей реорганизации испанской дипломатической службы в направлении «более тесного сотрудничества» с ЕСВД Евросоюза. В частности, предполагается закрыть отдельные посольства Испании, а их персонал включить в представительства Европейского союза. В том же ключе можно интерпретировать и отношение центральной власти к «параллельной дипломатии», практикуемой испанскими регионами. Мадрид озабочен сохраняющимся стремлением автономных сообществ открывать собственные представительства за рубежом (их число уже превысило 200). Министр иностранных дел предложил региональным властям командировать своих чиновников для работы в испанских посольствах, где они могли бы, используя уже имеющуюся инфраструктуру, эффективно отслеживать торгово-экономические и другие интересы соответствующих автономий. По мнению главы МИД, такая практика (помимо иных преимуществ) позволила бы сэкономить значительные финансовые средства .

Таковы, в общих чертах, главные методологические новации в испанской международной стратегии.

Внешнеполитические инструменты антикризисного курса

Действия правительства НП с самого начала подтвердили тот факт, что европейское направление внешней политики рассматривается им в качестве приоритетного, а отношения с партнерами по ЕС являются главной геополитической пружиной Мадрида. Правительство М. Рахоя стремится быть на острие общеевропейского процесса, рассчитывая, что это сработает на международный имидж Испании.

В отношениях с европейскими партнерами испанская дипломатия ставила целью решить две взаимосвязанные задачи. Во-первых, добиться согласия Брюсселя на увеличение бюджетного дефицита Испании в 2012 г. с ранее согласованных 4,2% до 5,8% (удалось договориться о 5,3%). Во-вторых, сместить фокус внимания ЕС со строгого соблюдения бюджетно-финансовой дисциплины на преимущественное стимулирование экономического роста - вплоть до выработки общеевропейской стратегии развития.

В конце января текущего года М. Рахой впервые в роли главы правительства участвовал в заседании Европейского совета, так называемого «неформального саммита» Евросоюза, на котором подавляющим большинством стран («против» высказались Великобритания и Чехия) был одобрен Договор о бюджетной стабильности - инструмент введения финансовой дисциплины и борьбы с долговым кризисом. Договор установил жесткий предел дефицита государственных бюджетов (0,5% ВВП) и ввел международную юридическую ответственность за его нарушение, что призвано стать правовым рычагом стабилизации финансовых рынков стран еврозоны. C точки зрения интересов Испании важно то, что участники саммита выразили готовность содействовать экономическому росту и увеличению занятости. В частности, указывалось на необходимость расширения кредитной поддержки бизнеса. Тем самым декларировалось открытие «второго фронта» борьбы с кризисом: наряду с жесткими бюджетно-финансовыми мерами, ЕС делал ставку на активизацию предпринимательской деятельности. В Мадриде итоги саммита были встречены с удовлетворением .

В феврале М. Рахой вместе с лидерами 11 других стран-членов Евросоюза (Великобритания, Италия, Ирландия, Нидерланды, Латвия, Польша, Словакия, Финляндия, Чехия, Швеция, Эстония) обратился к председателям Европейского совета и Европейской комиссии Херману Ван Ромпею и Жозе Мануэлу Баррозу с письмом, в котором содержались предложения по модернизации экономик государств ЕС и повышению их международной конкурентоспособности.

Используя гибкую систему взаимных консультаций на высшем уровне, М. Рахой провел серию встреч с ключевыми фигурами европейской политики: А. Меркель, Н. Саркози, М. Монти, Д. Кэмероном и др.

В каждом случае диалог имел свою специфику. Беседуя с германским канцлером, испанский лидер стремился укрепить взаимопонимание и получить поддержку тех антикризисных решений, которые реализует Мадрид. Эта цель в значительной степени была достигнута. В фокусе переговоров с французским президентом (он был первым иностранным руководителем, посетившим Мадрид после вступления в должность М. Рахоя) находились вопросы активизации экономического роста и снижения уровня безработицы. Особую смысловую нагрузку носила встреча с новым итальянским председателем совета министров. М. Монти, имеющий репутацию жесткого технократа, предпринял радикальные меры по сокращению громадного бюджетного дефицита, унаследованного от кабинета С. Берлускони. Тем самым итальянский премьер, как писала газета «El País», «дал зеленый свет» М. Рахою для движения в том же направлении . Анализу структурных реформ, необходимых странам-членам Евросоюза, была посвящена встреча в Лондоне. Главы испанского и британского правительств обсудили либерализацию сферы услуг и формирование единых европейских рынков энергии и инноваций. Кроме того, М. Рахой и Д. Кэмерон ознакомились с работами по строительству скоростной железнодорожной линии, пересекающей английскую столицу и соединяющей лондонский Сити с аэропортом Хитроу. В выполнении этого масштабного проекта видную роль играют испанские компании «Ferrovial», «Dragados» и FCC .

24 января в Лиссабоне М. Рахой встретился с президентом Португалии Анибалом Каваку Силвой и премьер-министром Педру Пассуш-Коэлью. Руководители двух связанных между собой стран, переживающих серьезные экономические и социальные потрясения, договорились о более тесном взаимодействии и приняли решение о восстановлении практики ежегодных двусторонних саммитов, которые перестали проводиться в годы кризиса. Очередная такая встреча в верхах была намечена на весну текущего года . Укрепление сотрудничества иберийских государств - очевидный императив. В частности, только совместными усилиями Испания и Португалия могут сделать иберийский полуостров глобально значимой логистической платформой международной торговли и жизненно важным транспортным узлом. Но реализация этих планов сталкивается с большими трудностями. Например, требования жесткой экономии вынудили португальские власти заморозить проект строительства скоростной железной дороги Мадрид - Лиссабон, которая должна была включить Португалию с ее атлантическими портами в европейскую систему скоростного транспорта .

Экономический рост в XXI в. большой группы латиноамериканских стран, консолидация их финансового положения и позиций в мировой торговле несут значительный потенциал развития и углубления испано-латиноамериканских отношений. Отсюда - еще одна актуальная задача правительства М. Рахоя: усилить ибероамериканскую культурно-политическую, финансово-инвестиционную и торгово-экономическую связку. Задача непростая, поскольку кризис подверг испытаниям сотрудничество Испании с латиноамериканскими странами - как на двусторонней основе, так и в формате Ибероамериканского сообщества наций.

Особое значение дипломатия Мадрида придает успешному (в организационном и содержательном смысле) проведению 16-17 ноября 2012 г. в Кадисе XXII ибероамериканского саммита . Для испанского руководства крайне важно, во-первых, добиться максимально большого участия в саммите первых лиц латиноамериканских государств, во-вторых - предметно рассмотреть на нем весь комплекс вопросов расширения торгово-экономического сотрудничества в рамках ИСН и принять конкретные решения. С этой целью 29 февраля М. Рахой вместе с членами кабинета и всеми латиноамериканскими послами, аккредитованными в Мадриде, принял участие в презентации предстоящей встречи в верхах, состоявшейся в мадридской штаб-квартире Генерального ибероамериканского секретариата (ГИС) . Замечу, что это было первое посещение ГИС председателем испанского правительства.

Для кабинета М. Рахоя сложность положения в том, что кризисные потрясения испанской экономики (в частности, сокращение в 2009-2010 гг. объема импорта) снизили ее привлекательность для латиноамериканских партнеров. При этом значимость рынков Латинской Америки для испанского бизнеса ощутимо возросла. Так что настойчивое стремление Мадрида обосновать целесообразность и необходимость интенсификации деловых связей не случайно. «В эру глобализации, - заявил М. Рахой, - ибероамериканское сообщество - это экстраординарный актив, с помощью которого наши страны займут выдающееся место в мировой экономике и политике. Для этого следует придать новый импульс нашим саммитам, конечно, без ущерба для других международных форумов» .

Стремясь не допустить эрозии механизмов взаимодействия, сложившихся в рамках ИСН, правительство НП выступает в многостороннем сотрудничестве за реальное хозяйственное наполнение, способное дать практическую отдачу для национального развития каждой из стран Ибероамерики. При этом испанские лидеры подчеркивают свою готовность выстраивать отношения с партнерами на основе равенства и взаимного уважения, без вмешательства во внутренние дела друг друга.

По логике вещей, на ибероамериканском пространстве синтезом подходов к существующим экономическим и политическим проблемам должен стать эффективный мультилатерализм . Он отводит важное место в практической дипломатии не только международным институтам (прежде всего организациям системы ООН), но и неформальным механизмам консультаций и согласования национальных интересов в региональном или глобальном формате - разного рода многосторонним форумам, которые не ограничивают свободу маневра стран-участников. Ибероамериканские саммиты - из числа таких форумов, и задача повышения коэффициента их полезного действия включена во внешнеполитическую повестку дня кабинета М. Рахоя.

В сфере двусторонних связей Мадриду до настоящего времени удавалось поддерживать ровные и конструктивные отношения с большинством государств Латинской Америки. Есть свидетельства того, что правительство НП будет повышать интенсивность межгосударственных контактов. В частности, с 10 по 14 января 2012 г. принц Астурийский посетил Никарагуа и Гватемалу, где присутствовал на инаугурации вновь избранных глав этих государств - Даниэля Ортеги и Отто Переса Молины. Кроме того, наследник испанского престола побывал с рабочим визитом в Гондурасе . В конце января Мадрид с представительной делегацией деловых кругов посетил президент Перу Ольянта Умала. В центре его переговоров с М. Рахоем были задачи расширения двусторонних торгово-экономических связей и участие перуанского лидера в работе XXII ибероамериканского саммита. В свою очередь, министры иностранных дел двух стран обсудили ход подготовки к подписанию и последующей ратификации Многостороннего торгового соглашения между Евросоюзом, Перу и Колумбией .

Это, однако, не означает, что у Испании полностью закрыты все спорные вопросы в отношениях с латиноамериканцами. Большая часть имеющихся проблем относится к деятельности в регионе испанских транснациональных компаний и банков. В последнее время в Аргентине, Боливии, Венесуэле и других государствах позиции испанского капитала подвергались разного рода атакам, что в отдельных случаях приводило к национализации активов ТНК. Например, в Венесуэле под контроль государства перешел филиал банка «Santander». В феврале-апреле 2012 г. острый характер приобрел конфликт правительства Аргентины с ведущей испанской нефтегазовой корпорацией «Repsol», чья дочерняя компания YPF является крупнейшим производителем углеводородов в этой южноамериканской стране. Аргентинские власти обвинили руководство «Repsol» в недостаточных инвестициях в разработку новых месторождений и объявили о национализации YPF.

Это решение стало шоком для испанских политических и деловых элит. Речь шла о крупнейших активах (стоимостью свыше 10 млрд евро) ведущей бизнес-структуры Испании. Поэтому Мадрид прилагал энергичные дипломатические действия (включая телефонный звонок короля Хуана Карлоса президенту Кристине Фернандес де Киршнер и визит министра промышленности Хосе Мануэля Сории в Буэнос-Айрес), чтобы перевести конфликт в более спокойный диалоговый формат. Не помог и нажим на правительство Аргентины со стороны Евросоюза. Власти Буэнос-Айреса в своем решении пошли до конца, что вызвало в испано-аргентинских отношениях политико-юридическое противостояние, которое может длиться неопределенно долго и иметь плохо предсказуемые последствия.

За пределами Евросоюза и Латинской Америки сфера жизненных интересов Испании - Северная Африка и Большой Ближний Восток. В испанском экспертном сообществе считают, что правительству М. Рахоя «придется переформулировать свою средиземноморскую политику и адаптировать ее к тем реалиям, которые складываются в результате глубоких изменений, происходящих в североафриканских странах» . Это предполагает учет геостратегических рисков, связанных с приходом к власти новых политических сил, а также использование открывающихся возможностей, прежде всего в торгово-экономической области, где у испанского бизнес-сообщества имеются серьезные наработки.

Одним из ключевых внешнеполитических партнеров Испании в Средиземноморье является Марокко. Два государства связывают как тесные торгово-экономические узы , так и факторы политического и гуманитарного характера, не в последнюю очередь - присутствие на испанской земле порядка 800 тыс. марокканских иммигрантов. Это вторая по численности (после румынской) иностранная диаспора. Кроме того, на территории Марокко находятся испанские владения Сеута и Мелилья, представляющие собой очаги перманентных дипломатических трений между Мадридом и Рабатом. Поэтому никого не удивил тот факт, что свой первый зарубежный визит в качестве главы правительства М. Рахой нанес в Марокко, где 18 января 2012 г. провел переговоры с королем Мохаммедом VI и премьер-министром Абделилахом Бенкираном. Центральными пунктами дискурса испанского лидера были поддержка политических реформ, объявленных монархом, и расширение двустороннего делового сотрудничества .

«Арабская весна» в считанные месяцы радикально изменила ситуацию на Большом Ближнем Востоке, повлияв на отношения между коллективным Западом (прежде всего Евросоюзом) и исламскими государствами. Это вызывает глубокую озабоченность Мадрида. Как выразился Х.М. Гарсия-Маргальо, «мы в последние годы сделали в этом районе мира крупные ставки». На карту поставлены значительные интересы испанского бизнеса, и то, как будут развиваться события в арабских странах, повлияет на будущее Испании . В этой связи министр высказал опасение, что «арабская весна», вместо того, чтобы стать «летом демократии», закончится «зимой фундаментализма», поскольку к власти не всегда приходят конструктивные силы, а на политическом горизонте Большого Ближнего Востока ясно обозначились новые вызовы, связанные с событиями вокруг Сирии и Ирана .

В конце января кабинету М. Рахоя пришлось принять первое значимое внешнеполитическое решение. В знак солидарности Мадрид присоединился к инициативе Евросоюза ввести санкции против Тегерана (в частности, прекратить импорт углеводородов), с целью побудить режим М. Ахмадинежада возобновить переговоры по поводу его ядерной программы. Деликатность ситуации состояла в том, что Иран обеспечивал до 12% испанского импорта нефти, и задача компенсировать такую ощутимую потерю стала еще одной «головной болью» администрации НП . (В Мадриде рассчитывали решить проблему путем увеличения закупок в России, Нигерии и Саудовской Аравии.)

Солидарность Мадрида с его союзниками по НАТО и ЕС проявилась и в том, что в дипломатических кругах Испании критически было встречено вето, наложенное Россией и Китаем на резолюцию по положению в Сирии, предложенную Лигой арабских стран и поддержанную США и странами Евросоюза. В редакционной статье газеты «El País» позиция Москвы была названа «циничной» и ставящей знак равенства «между кровавой диктатурой и теми, кто поднялся на борьбу с ней». Причины демарша Кремля испанские эксперты усматривают в том, что Сирия является «бастионом России на Ближнем Востоке», крупным покупателем российского вооружения и единственной страной в Средиземноморье, предоставляющей ВМС РФ базу на своей территории. Имеет значение и то обстоятельство, что в последние годы резко сузилась сфера влияния Москвы в ближневосточном регионе. В этих условиях Кремль не желает повторять свою «ошибку», когда он фактически «открыл путь к вмешательству НАТО в события в Ливии». Но в любом случае, считает газета, даже поддержка России не спасет режим Башара Асада, чья судьба «окончательно решена» .

Этап кристаллизации проходит политика Мадрида в отношении стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Кризис осложнил процесс наращивания политического и торгово-экономического присутствия Испании в этом важнейшем регионе, но полностью не остановил испанское продвижение на восток. Рынки Китая, Индии, Южной Кореи, стран Юго-Восточной Азии как магнит притягивают испанские ТНК и банки, которым правительство НП пытается оказывать возможную помощь. Во второй половине марта 2012 г. в Пекине побывал министр экономики Луис де Гиндос, который договорился со своим китайским коллегой о конкретных шагах по углублению двустороннего сотрудничества. В частности, была достигнута договоренность о визите в Китай делегации испанских предпринимателей, заинтересованных в расширении экспортных поставок промышленной продукции на рынок Поднебесной .

В Мадриде понимают, что миропорядок перестает быть евроцентричным, и внимательно следят за восхождением новых глобальных финансово-экономических игроков. Поэтому в политических и деловых кругах Испании с удовлетворением восприняли решение китайских властей о создании двух суверенных инвестиционных фондов с целью администрирования капиталовложений в размере 300 млрд долл. (225 млрд евро) в экономики США и стран Евросоюза . Правительство НП явно рассчитывает, что финансовые учреждения и промышленные предприятия КНР станут крупными инвесторами в испанские долговые обязательства и ощутимо увеличат прямые капиталовложения в реальный сектор национальной экономики.

Таким образом, политико-дипломатические усилия правительства М. Рахоя направлены на продвижение национальных интересов в ключевых регионах современного мира. Горизонт международной деятельности Мадрида остается весьма широким, хотя кризис уменьшил влияние Испании на формирование и принятие соответствующих решений в рамках Евросоюза, привел к росту внешней уязвимости страны и возникновению новых конфликтных ситуаций. В условиях жесткой экономии средств главные ресурсы внешней политики вынужденно будут использоваться более рационально и концентрироваться на осевых направлениях: Европейский союз, Латинская Америка, Средиземноморье.

Примечания:

Подробно см.: Яковлев П.П. Испания в мировой политике. М., ИЛА РАН, 2011.

См.: «Альянс цивилизаций» (трудный диалог в условиях глобализации). Отв. ред. П.П. Яковлев. М., ИЛА РАН, 2010.

Яковлев П.П. Россия и Испания на пути к «Партнерству для модернизации». - Международная экономика, 2011, № 6.

Кавешников Н. Лиссабонский договор: как меняется Европейский союз. - Портал «Перспективы», 22.12.2009.

Una política exterior al servicio de España. - El Mundo. Madrid, 5.02.2012.

Palabras de Su Majestad el Rey en la Recepción de Año Nuevo al Cuerpo Diplomático. 24 de enero de 2012. - http://www.casareal.es/

El presidente del Gobierno recibe al secretario general del PSOE. 15 de febrero de 2012. - http://www.lamoncloa.gob.es/

Http://www.exteriores.gob.es/

El Ministro de Asuntos Exteriores y de Cooperación se reúne con representantes de empresas españolas. 24 de enero de 2012. - http://www.lamoncloa.gob.es/

Ignacio Molina, Iliana Olivié, Federico Steinberg. La reorganización de la acción exterior española por el nuevo gobierno del Partido Popular. ARI 9/2012 - 16/02/2012. - http://www.realinstitutoelcano.org/

Instituto Español de Comercio Exterior. - http://www.icex.es/

Http://www.investinspain.org/

Margallo ofrece a las autonomías que utilicen las embajadas y no dupliquen gastos. - El País. Madrid, 3.01.2012.

El presidente del Gobierno califica de “excelente noticia” el acuerdo sobre el Tratado de Estabilidad de la UE. 30 de enero de 2012. - http://www.lamoncloa.gob.es/

El País, 23.02.2012.

Mariano Rajoy y David Cameron analizan las reformas estructurales que Europa necesita. 21 de febrero de 2012. - http://www.lamoncloa.gob.es/

Http://www.lamoncloa.gob.es/

Madrid - Lisboa. - El País, 23.03.2012.

El presidente apuesta por una Cumbre Iberoamericana centrada en asuntos económicos. 29 de febrero de 2012. - http://www.lamoncloa.gob.es/

Discurso del presidente del Gobierno en la presentacion de la XXII Cumbre Iberoamericana. 29 de febrero de 2012. - http://www.lamoncloa.gob.es/

Viaje de S.A.R. el Príncipe de Asturias a las tomas de posesión en Nicaragua y Guatemala. - http://www.exteriores.gob.es/

El Ministro de Asuntos Exteriores y de Cooperación se reúne con su homólogo peruano. Veintiséis de enero de 2012. - http://www.exteriores.gob.es/

Halzam Amirah Fernández. España ante un Mediterráneo con mayores oportunidades y riesgos. ARI 7/2012. - http://www.realinstitutoelcano.org/

20 тыс. испанских компаний поставляют продукцию в Марокко, а 800 испанских ТНК имеют в этой стране свои филиалы и отделения. - El País, 19.01.2012.

Viaje del presidente del Gobierno a Marruecos. 17 de enero de 2012. - http://www.lamoncloa.gob.es/

José Manuel García-Margallo. La “primavera árabe”: una visión personal. - El País, 17.11.2011.

El País, 22.02.2012.

Ajedrez iraní. - El País, 24.01.2012.

Un veto infame. - El País, 5.02.2012.

De Guindos apuesta en China por impulsar los intercamios comerciales. - El País, 22.03.2012.

J.Reinoso, M.V.Gómez. China crea dos fondos para invertir 225.000 millones en la UE y EEUU. - El País, 10.12.2012.